Южный репортер > Общество, Личное дело > «Продаю все, к сожалению»

«Продаю все, к сожалению»


7 марта 2008. Разместил: admin
— Самые лучшие годы юности, первая любовь, первая женщина, резанье вен, шатания по улицам и ночные купания в Дону связаны с Ростовом-на-Дону. Мне часто снится этот город. Многие уверены, что я родом из Ростова, хоть я и родился в Ульяновске.
— По характеру вы скорее ростовчанин.
— Мои предки — священники из Московии — имели много род-ственников на вольном Дону. Так что мои глубокие корни — там, в ваших краях.
— Насколько недолгое обучение в училище имени Грекова (с 1973 по 1975 годы) повлияло на ваш стиль, манеру письма?
— В Грековке я получил технику, основу, азы. И, главное, — сознание того, что, для того чтобы стать хорошим художником, надо много работать. Не надо слепо следовать тому, что говорят педагоги. Учишься друг у друга, а не у того, кто приходит и говорит — это неправильно, то неверно. Можно вообще нигде не учиться. А смотреть на художников и на то, как они работают. Самое лучшее обучение — классика. За ней я ездил в Италию — смотрел Караваджи и Рафаэля, в Загорске изучал иконопись, в Голландии изучал Рембрандта, Рубенса, во Франции — Каро, Моне и других импрессионистов. Совершенствуясь, не нужно забывать, что ты — сам по себе нечто. Но технику знать надо в совершенстве!
— Никас, у вас остались в Ростове друзья, любимые места?
— Жил я на улице 2-я линия, недалеко от армянского кладбища, где я зарисовывал склепы, памятники. Очень яркие воспоминания о Нахичевани, с ее рынками, с ростовскими армянами, совсем не похожими на ереванских. У них какая-то казацкая хватка, юмор свой, знания торговых правил. Еще одно яркое воспоминание: как-то летом моя любимая девушка должна была отработать на заводе, вместо нее на Ростсельмаш пошел я. Я там закручивал болты все лето и просто с ума сошел от этого занятия. Мне за все это заплатили 30 рублей за два месяца.
— Вы тогда знали, что станете художником?
— Я вообще не хотел быть художником. Я хотел быть летчиком, космонавтом, садовником. Я просто знал, что надо освоить профессию. Из Грековки я ушел в армию. Мне показалось, что это мое. К тому же к моей соседке приходил парень — такой солдат: кепочка набекрень, ремень ниже пояса. Он служил в ВВС, в наземке, под Ростовом. Я подумал — вот чего я хочу. Пришел в военкомат, сказал — я оформлю вам что-нибудь, но хочу быть в ВВС. Все лето я пахал — оформлял красный уголок, а на призывном пункте узнал, что меня отправляют не в ВВС, как обещали, а в ракетные войска Эстонии.
Я разозлился. На призывном пунк­те сказали — это элита, особые войска, и я пошел служить. В армии деды вовсю эксплуатировали мои способности к рисованию — я рисовал им дембельские альбомы.
— Как вы стали модным художником?
— Модный — понятие широкое. Модными художниками были Рафаэль, Гойя, Эль Греко, Рембрандт. Модными были Паганини, Вивальди, Моцарт. Можно сказать «модный» о Юдашкине, о Готье. Модны Мадонна, Джони Депп, Брэд Питт, Машков, Меньшиков. Это не значит, что они плохие. У нас это слово стало нарицательным и негативным, люди привносят в него другое — сиюминутность. Действительно, есть мода вечная и есть мода сию­секундная, как блестки на Новый год. Часто человек известный, говорят — модный. Модный, в моем понимании, это не так уж плохо.
— Художник должен много зарабатывать?
— Человек, выбирающий путь в искусстве, должен понимать, что это хлеб очень тяжелый. Хочешь получать удовольствие от того, что рисуешь картинки, — получай, хочешь превратить эти картины в шедевры — старайся, работай, учись, претерпевай невзгоды, совер­шенствуйся, находи пути и выходы. В Москве 300 тысяч художников, в России каждый год выпускаются по 10 тысяч художников, — готов ли ты войти в эту армию людей, порой бездомных и голодных? Художник художнику рознь. Художник, которому заказывают работы президенты и короли, я уверен, это хороший художник. И поэтому он должен быть богатым. Порой меня упрекают — ему повезло, он попал к президенту. Да если бы я плохо сделал президента, он бы не сказал какому-нибудь другому президенту — меня сам Никас писал. Алиева писали 350 художников, и ни один портрет он не взял домой. А мой — взял, и заказал тут же писать своего сына, жену, внука, своего друга — президента Турции Демиреля. Это — мастерство.
— Трудно рисовать госчиновников и бизнесменов?
— Пожелание одно — классический портрет, никаких абстракций, импрессионизма. Официальный портрет — в кабинете, с видом на соседнее здание, или на Кремль, на храм, на библиотеку, или на стол с атрибутикой. Хотя бывают просьбы выполнить портрет в разных техниках — в импрессионистском стиле, к примеру, могут даже с «сюрром» что-то попросить. В стиле сюрреализма я писал несколько человек, но обычно эти портреты висят у них дома.
— А существует бренд «Никас Сафронов»?
— Да, такой бренд зарегистрирован. Мне как-то предлагали строить дома под моим брендом, выпускать воду «Никас Сафронов». Выходила в Ульяновске даже водка «Никас Сафронов», которую я скоро снял с производства, выходило пиво «Никас», я тоже его снял. Меня не устраивало то, что производители этих напитков не давали денег на развитие культуры, к тому же потом водку эту, не очень хорошего качества, стали подделывать в Димитровграде… Я изначально сомневался в этом производстве — мало того, что водка, так еще и плохая... Деньги я с этих производств не имел, я их все отправлял в музей города Ульяновска, еще часть — в школу имени Никаса Сафронова, которую курирую. Но после этого неудачного опыта я пока никому не продаю свое имя.
— Насколько вы политизированный человек?
— Настолько — насколько можно, потому что я живу во времени, и от меня зависит — подпишу я письмо в поддержку Путина или нет. Я пишу президентов, я даю интервью (в неделю — 20—30), естест­венно, мое имя тоже имеет вес и значение. Меня часто приглашают в разные партии, я им помогаю: даю мастер-классы, занимаюсь поддержкой детей, сирот, инвалидов. Во благо России делаю много дел. Если делают хорошие дела — я поддерживаю и помогаю, но никогда не даю право представлять меня от той или иной партии. Так что ни в какой партии я не состою.
— Портрет Дмитрия Медведева вам уже заказали?
— Да. Я уже одному банку сделал портрет Медведева и еще один для человека из окружения Дмитрия Медведева. Как-то в свое время, лет пять-шесть назад, Медведев заказывал мне портрет Путина,то есть копию. Я написал ему этот портрет, он до сих пор висит у него в кабинете, над рабочим столом. Медведев, как и его жена, относятся к моему творчеству и ко мне хорошо, это я знаю точно. Как-то я встречался с нашим послом во Франции, который сказал, что приезжала к ним Светлана Медведева и обо мне очень хорошо отзывалась. Даже разговоры о моей выставке шли.
— Есть такие работы, которые вы не продаете?
— Продаю все, к сожалению. Даже портрет любимой девушки продал. Думаю, если человек покупает — значит, нуждается именно в этом. А я, надеюсь, всегда еще напишу! Еще мечтаю собрать коллекцию своих лучших работ и показать ее миру. Но не получается! Даю на выставки то, что есть сегодня в мастерской. Вот сейчас в Саранске выставлено 60 моих работ, потом будет небольшая выставка в Ватикане, Париже.
— А на юге сделать выставку?
— С удовольствием. Надо собраться и сделать — встретиться с мэром, возможно, написать порт­рет губернатора, чтобы и власть поддержала. Я приеду весной — и обсудим этот вопрос. Хочу большую выставку, и посвятить ее лучшим воспоминаниям моей юности.

Титулы и награды
Золотая медаль Американской академии наук и искусств (1996).
Учеными из США в созвездии Андромеды названа звезда именем Никаса Сафронова (1996).
В 1998 году получает титул самого светского художника. Международный орден Святого Константина Великого, орден Святого Станислава, орден Святой Анны второй степени, кавалер российского ордена Меценаты (2003), «Рыцарь науки и искусства» Российской академии естественных наук (2003), благодарность и золотые часы от президента РФ (2001). «Креатор 2002 года», «Человек года-2002» в номинации «Культура», Русский биографический институт.
В 2004 году Никас вошел в «Летопись славных имен и деяний во имя России». Международный биографический центр г. Кэмбриджа называет Никаса «Лучшим международным художником 2004 года» и присуждает ему почетное звание «Живая Легенда».

Портретная галерея
• Владимир Путин (официальный портрет и в кубизме), действующий президент России
• Дмитрий Медведев, будущий президент России
• Эдуард Россель, губернатор Свердловской области
• Леонид Кучма, экс-президент Украины
• Джохар Дудаев, первый президент Ичкерии
• Александр Лукашенко, президент Белоруссии
• Нурсултан Назарбаев, президент Казахстана
• Гейдар Алиев, президент Азербайджана
• Билл Клинтон, экс-президент США
• Джордж Буш, президент США
• Елизавета II, английская королева
• Михаил Горбачев, президент СССР
• Юрий Лужков, мэр г. Москва
• Николай Патрушев, глава ФСБ РФ
• Эльдар Рязанов, режиссер
• Никита Михалков, режиссер
• Владимир Спиваков, дирижер
• Алла Пугачева, певица
• Софи Лорен, актриса
• Монтсеррат Кабалье, оперная певица
• Тина Тернер, певица
• Хулио Иглесиас, певец
• Стинг, музыкант
• Элтон Джон, музыкант
• Пьер Карден, модельер
• Жан-Поль Бельмондо, актер
• Джек Николсон, актер

Досье «ЮР»


Никас Сафронов родился 8 апреля 1956 года в Ульяновске в семье военнослужащего и медсестры. Имеет сыновей — Стефано Сафронова, проживающего с матерью-итальянкой в Лондоне, и Ландина, проживающего с матерью-немкой в Австралии.
Учился в Вильнюсском художественном институте, закончил факультет психологии Московского государст­венного университета, профессор Ульяновского университета, академик Международной академии искусств, почетный доктор Азербайджанского госуниверситета культуры и искусств, с 2004 года — действительный член академии РАЕН.
Арт-директор журнала «Америка», главный художник русского издания журнала «Penthouse», главный художник журнала «Москва и москвичи», арт-директор журнала «Монолит дайджест».


Светлана ЛУКЬЯНЧИКОВА