Южный репортер > Культура, Наша культура > Урок окончен. Аминь

Урок окончен. Аминь


11 сентября 2006. Разместил: admin
Россия — светская и многоконфес-сиональная Ахмед Билалов, зампред Комитета Госдумы РФ по делам СНГ: — В Конституции закреплено, что Россия является свет­ской страной и исторически многоконфессиональной. Введение в отдельных школах изучения основ православия противоречит нашему основному закону. Нельзя отрицать, что в последнее время религия заняла очень важные позиции в нашем обществе и стала его неотъемлемой частью, выступая источником моральных и общечеловеческих ценностей. Но отдавать предпочтение только православию в корне не правильно. Если перед Министерст­вом образования стоит задача религиозно просветить школьников, то имеет смысл ввести предмет по изучению основ всех религий, исповедуемых в Российской Федерации. Кстати, это поможет не только религиозно-духовному просвещению детей, но и научит их правильно разбираться в трактовках священных писаний. Шаг к развалу России Виктор Исайчиков, атеистическая организация «Атом», г. Москва: — Это грубейшее нарушение конституционных норм об отделении государства от церк­ви и школ от церкви. Такое внедрение религиозной пропаганды в школу может способ­ствовать росту религиозной и национальной розни, служить разрушению единого российского общества. Внедрение этих «православных мероприятий» — один из шагов к развалу России. Это внесет разрушения в то относительно мирное состояние, которое сейчас есть. А как атеист я могу сказать, что нет ничего более способствующего росту сознательного числа атеистов, чем принудительное изучение Закона Божьего в школе. Они сами поймут ложность той идеологии, которую им вбивают в голову. Не знать того, что вокруг — ущербность Зиновий Коган, президент Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России: — Представителям других конфессий, помимо своей религии, следует знать культуру русского православия. Наши дети должны чувствовать себя в одной семье — семье народов России. Будет прекрасно, если они будут знать традиции и культуру религии народов, которые составляют Россию. Хотя в еврейской религии есть ортодоксальная традиция, согласно которой нельзя погружаться в другую религию, но изучать культуру религии, образ жизни других народов — это нужно. И, конечно, культуру традиционных религий, которые существовали на территории России еще до образования государст­ва, более тысячи лет назад, — православия, ислама, буддизма, иудаизма. Но на месте тех, кто будет преподавать этот предмет, я бы побеспокоился, чтобы дети знали все эти религии. Поэтому лучший вариант — создать учебник истории культуры традиционных религий России. Религия — это не только молитвы и концепции, а еще и образ жизни. И не знать того, что вокруг тебя «разлито», — это ущербность. Я за то, чтобы изучалось и православие, и другие традиционные религии тоже. Нужно хоть чего-то бояться Анастасия Катуркина, представитель протестантской конфессии: — Такой предмет нужен. Подрастающее поколение будет хотя бы чего-то бояться. Не факт, что они будут ярыми верующими, но будут хотя бы знать, что Бог есть, что он их сотворил, что на Земле это все его, а мы лишь пользуемся этим. Какая-то польза от всего этого познания будет. Детям нужно говорить о Боге, что мы ему обязаны. И не важно, какой это Бог — православный или другой. Ребенок знает, что Бог есть, и он соотносит свою жизнь с этой позицией. А разговор у него с Богом свой — ходит он в православную церковь или не в православную. Главное, чтобы ребенок знал о Боге. И школа может это знание дать. Межнациональных конфликтов станет меньше Павел Шарманжинов, атаман общества «Казачье войско Калмыкии»: — Россия исконно православна, но к другим народам относится терпимо, признает другие традиционные конфессии. Невозможно жить на российской территории, не зная культуры коренного населения. В тех национальных республиках, где имеется своя вера, можно ввести параллельно с основами православной культуры и ислам, и буддизм. Дети будут знать основополагающее духовное начало каждой нации. Благодаря этому знанию межнациональных конф­ликтов было бы меньше. Замаскированный Закон Божий Андрей Кураев, священник: — Этот предмет предполагает культурологическое знакомст­во. Рассказ о православии, а не обучение православию. Другое дело, способны ли эту тонкость понять педагоги и администрация школ. Знакомы ли учителя с трудами по православной культурологии, знакомы ли им книги Лихачева, Лосева, Бахтина, Гуревича? Преподаватель должен быть знаком с тем, что уже сделано в этой сфере, и как сделано. Преподавать могут и священники, главное, чтобы они были знакомы с трудами тех авторов, которые писали о культуре святых отцов. Им необходимо освоить культуру научного мышления, культуру речи. Есть ли у нас учебники, написанные с учетом этого различия? В противном случае преподаватели нового школьного предмета будут преподавать Закон Божий, а это вредно для всех: и для детей, и для школ, и для общества. Главное, чтобы так же думали те, кто этот проект разрабатывал. Если курс будет сделан так, то он будет полезен. А если он будет делаться на ложной основе, то это будет замаскированный Закон Божий, и он причинит вред. Спасаем культуру общества Валентина Иванова, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию: — Православие — это единая культура, единая вера, фундаментальная для всей Россий­ской Федерации, поэтому предмет и вводится. Мы все ощущаем, насколько падает культура общества, поэтому все, что связано с культурой народа, не может быть факультативно, это обязательное знание. Так как православие — это ведущая, объединяющая культура рус­ского народа, это должен быть обязательный курс. Ведь азы традиций легко запоминаются в молодые годы. И это надо использовать. Мы рассчитываем, что за счет региональных компонентов будут введены также уроки национальных культур народов и народностей в регионах. Вести предметы будут педагоги с культурологическим образованием, а не работники церкви, так как это строго запрещено. Этого требует закон «об образовании». А министр образования — против! Андрей Недров, руководитель пресс-центра нацпроекта «Образование»: — Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко не одобряет введения в 14 регионах России преподавания основ православия. Об этом он сообщил 5 сентября на межрегиональном совещании по итогам подготовки к новому учебному году. «Мы должны обучать детей истории всех религий. Наша страна — слишком большая и включает в себя много конфессий, поэтому мы должны быть толерантны», — подчеркнул Фурсенко. Но согласно закону «Об образовании» Минобразования не вправе диктовать субъекту РФ содержание регионального компонента учебного плана, это находится в компетенции региона.

Елена ЛОБОДИНА