ПОЛИТИКА
Вертикаль власти
Утечка информации
Наше мнение
Для служебного пользования
Коридоры власти
Детектор правды
Партия власти
Тема номера
Рычаги влияния
Дебаты
Специальный репортёр
Без Комментариев

ЭКОНОМИКА
Обзор рынка
Рейтинг компаний
За компанию
Нацпроекты
Деловой климат
Рейтинг
Паблисити
Цена вопроса
Правила игры
Наш прогноз

ОБЩЕСТВО
Наше расследование
Наше дело
Наши люди
Наши деньги
Личное дело
Наша жизнь
Наш взгляд
Власть закона
Вокруг ЮФО
Южная неделя

КУЛЬТУРА
Наша культура

СПОРТ
Новости спорта
Мужские игры



ГЛАВНАЯ     ПОЛИТИКА     ЭКОНОМИКА     ОБЩЕСТВО     КУЛЬТУРА     СПОРТ   

Национальные театры — профанация искусства?

Категория: Общество, Южная неделя  |  автор: admin
Всего государственных театров в КБР, имеющих статус республиканских, пять — кроме Балкарского есть Кабардинский, Русский, музыкальный и кукольный. Все они расположены в Нальчике, но только два имеют свои помещения. Русский театр квартирует в музыкальном, кукольный вообще «кочует», а Балкарский театр занимает неприспособленное здание бывшего Дома политпросвещения. Зрительный зал здесь как бы нависает над сценой, об акустике и вовсе говорить не приходится, поэтому для зрителей поход в этот театр не праздник, а игра в «угадайку» — кто что произнес на сцене. О каком-то изменении положения республиканских театров речи даже не идет. Бюджет КБР в состоянии выделить лишь 80 процентов запланированных на нужды театров средств, большинство из которых идет на зарплату. Вот только актеры, надо сказать, этой заботой (зарплатной) совсем не обременены. Как поведала «ЮР» председатель комитета работников культуры КБР Марьяна Даова, большинство из актеров республики тарифицированы по 12 разряду, в денежном выражении это 2312 рублей. А что еще может предложить республика, бюджет которой на 70 процентов дотационный? «Ждать милостей» от федеральных властей не приходится, потому что по программе, рассчитанной на 2000 — 2005 годы, предполагалось выделить в 2005 году для учреждений культуры страны 3,5 миллиарда рублей, а на самом деле дали только 1,2 миллиарда. И больше не будет — все фонды уже вычерпаны. Как признался заместитель министра культуры России Дмитрий Амунц, остальные деньги съели масштабные празднования «круглых дат» (типа юбилея Шолохова и Казани) — это теперь наша новая государственная забава. Поэтому чиновники от культуры, идя «в ногу со временем», не могут ничего театрам предложить лучше, как учиться зарабатывать самим. Театр на продажу — Попытка перейти на самоокупаемость в маленькой национальной республике — просто блажь, химера, — заявил «ЮР» главный режиссер Балкарского драматического театра Магомед Атмурзаев. — Театру, чтобы быть театром, без государственной поддержки не обойтись. Вот сейчас нам нужны костюмы, надо обновить декорации, пополнить реквизит, техническую базу в порядок привести. А главное, заработную плату повысить. Разве надо объяснять, что актер должен ощущать себя состоявшимся человеком. Нальчик — не мегаполис, но и здесь живет взыскательная публика. Дайте, дайте театрам денег, и вы увидите, на что способна провинция! — эмоционально взывает заслуженный деятель искусств республики. Пафос сего страстного призыва обращен, видимо, к тем, кто «держит кассу». Но денег-то в ней нет. Достойно содержать культуру можно себе позволить только в условиях развитой экономики. Значит, надо и впрямь пытаться зарабатывать самим. Но, как увидел корреспондент «ЮР», у театров Нальчика «фантазии» хватает лишь на то, чтобы сдавать в аренду излишки «квадратных метров». А как быть тем, у кого их просто нет? Существует, правда, еще один канал поступления денег в театральную кассу, о котором в республике, увы, позабыли — «продажа» спектакля зрителю. И вот тут-то мы подходим к деликатной теме в разговоре — творческий потенциал провинциальных театров. Может ли он вообще выдавать такой «продукт», который станет покупать местный же зритель? Увы, театральные страсти национальных республик кипят в кастрюльке с наглухо закрытой крышечкой. Нет притока «свежей крови»: какой молодой и перспективный или немолодой, но «овеянный славой», нынче поедет в провинцию работать за две тысячи? Да и вообще, где они, молодые? Канули те времена, когда существовали национальные студии в столичных театральных вузах. Приглашение известных режиссеров и сценографов на постановки — вообще из области фантастики. А это означает лишь одно — нет и не будет в ближайшее время новых творческих идей и решений. А значит, так и будут местные театры «продавать» своим зрителям «осетрину» какой-то там свежести. В Москву, в Москву! Так что, пока творческая мысль «пробуксовывает» рассчитывать, что местный зритель будет валом валить на все спектакли каждого из пяти нальчикских театров — смешно и глупо. И поневоле возникает крамольная мысль: а так ли уж необходимы эти влачащие жалкое существование пять театров Нальчику, городу с населением в 200 тысяч человек? В столице ЮФО, Ростове-на-Дону, с более чем миллионным населением 4 театра, и нельзя сказать, что все они одинаково успешны. Так может, попытки удержать былое количество порождает профанацию искусства, а не само искусство? Театральная жизнь все больше сосредотачивается в столичных мегаполисах, уходя даже из крупных городов. Все талантливое (да и не очень) сегодня норовит непременно оказаться в столице. Обратного движения пока не наблюдается. Так не лучше ли, хотя бы пока, оставить один театр, но дать ему денег побольше, и собрать лучших актеров и режиссеров? И это проблема не только Кабардино-Балкарии, но и всего ЮФО, большинство регионов которого глубоко дотационны и проблемны. Пока будем ждать денег на поддержание доставшейся в наследство от СССР культурной инфраструктуры, можем просто культуру потерять. Проблему надо решать сегодня.

Ольга ФРОЛОВА



 
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:


НАШ ОПРОС НА САЙТЕ
Нравится ли вам наш новый дизайн?

Да
Нет
Нормально


ЮЖНЫЙ РЕПОРТЕР
Общероссийская независимая газета Южного федерального округа Южный репортер издается в формате общественно-
политического еженедельника.
Южный репортер ориентирован прежде всего на людей с активной жизненной позицией, преуспевающих предпринимателей и политиков, представителей бизнес- и политических элит.

ПОДПИСКА
Открыта подписка на газету Южный репортер на первое полугодие 2008 года
Наш подписной индекс: 65050

ПАРТНЕРЫ
Интерфакс

Новая газета Кубани
ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ
Южный Репортер
 
Главная страница  |  Новое на сайте  |  Обратная связь  |  Карта сайта 

COPYRIGHT © 2005-2019 Южный репортер При перепечатке гиперссылка обязательна