ПОЛИТИКА
Вертикаль власти
Утечка информации
Наше мнение
Для служебного пользования
Коридоры власти
Детектор правды
Партия власти
Тема номера
Рычаги влияния
Дебаты
Специальный репортёр
Без Комментариев

ЭКОНОМИКА
Обзор рынка
Рейтинг компаний
За компанию
Нацпроекты
Деловой климат
Рейтинг
Паблисити
Цена вопроса
Правила игры
Наш прогноз

ОБЩЕСТВО
Наше расследование
Наше дело
Наши люди
Наши деньги
Личное дело
Наша жизнь
Наш взгляд
Власть закона
Вокруг ЮФО
Южная неделя

КУЛЬТУРА
Наша культура

СПОРТ
Новости спорта
Мужские игры
http://stolnadom.ru/ описание магазина купистол.


ГЛАВНАЯ     ПОЛИТИКА     ЭКОНОМИКА     ОБЩЕСТВО     КУЛЬТУРА     СПОРТ   

Волга впадает в Азовское море?

Категория: Общество, Наше расследование  |  автор: admin
«Новый водный путь из Европы в Азию будет в два раза короче» — под такими заголовками уже публикуют свои статьи авторы идеи строительства канала между Азовским и Каспийским морями. Они даже уже придумали ему название — «ЕврАзия». И умудрились найти серьезных покровителей, которые лоббируют эту идею на уровне правительства. Как утверждает председатель Южного научного центра РАН академик Геннадий Матишов, в правительстве РФ «серьезно обсуждается проект создания транспортного коридора Восток—Запад по маршруту шелкового пути». Настолько серьезно, что в Федеральном агентстве морского и речного транспорта уже сформирована рабочая группа для решения этого вопроса. Правда, другое Федеральное агентство — водных ресурсов — высказывается против «проекта века». Так что весь вопрос теперь в том, кто победит: «транспортники» или «водники».

Великие стройки

Идеей строительства каналов российские (а до этого советские) инженеры одержимы давно. Задолго до появления проекта переброски сибирских рек, еще в середине 30-х годов прошлого века они разработали план сооружения соединительного канала между Азовом и Каспием по Манычской впадине. При этом упор делался на то, что здесь когда-то был пролив, соединяющий два моря. Правда, было это миллион лет назад. Как ни странно, часть этого проекта удалось осуществить: в 1936 году построен Усть-Манычский гидроузел, в 1941-м — Веселовский и Пролетарский гидроузлы, образовавшие одноименные водохранилища. Впрочем, ничего удивительного в этом нет: рытье каналов было объявлено «великими стройками социализма» со всеми вытекающими отсюда последствиями. После присоединения к Пролетарскому водохранилищу озера Маныч-Гудило образовался шлюзованный водный путь протяженностью 329 километров, который сегодня очень мало используется. В 1952 году был введен в эксплуатацию Волго-Донской канал, связавший восемнадцатью судоходными шлюзами бассейны рек Волги и Дона. По ним-то и возят каспийскую нефть, однако хочется возить еще больше: на Каспии постоянно обнаруживаются новые месторождения нефти, а пропускная способность Волго-Дона ограничена. Так что больше всего в строительстве новых каналов заинтересованы нефтяные кампании и владельцы танкерного флота. Они и лоббируют проект под «зажигательными» лозунгами международной интеграции России и укрепления сотрудничества с ближним и дальним зарубежьем. Вариантов строительства водного пути «ЕврАзия» рассматривается два. Первый предполагает проложить 700-километровую трассу сначала по существующему уже водному пути в нижнем течении реки Маныч, Веселовскому и Пролетарскому водохранилищам, а затем — по малонаселенным степям Калмыкии до русла реки Кума и далее в Кизлярский залив Каспийского моря или к строящемуся порту Лагань. В этом случае водораздел между Азовским и Каспийским морями высотой около 30 метров предлагается преодолеть с помощью шести гидроузлов с судоходными шлюзами. Для обеспечения водой этих каналов-гигантов, а также резервных водохранилищ и озер предполагается использовать часть стока рек Кубани и Терека. Другой вариант трассы канала под условным названием «Казак» длиной около 1200 километров проходит по рекам Терек, Кума и Кубань с выходом к порту Темрюк или непосредственно в Черное море. Правда, в этом случае придется преодолевать водораздел высотою в 400 м, для чего потребуется построить более 40 шлюзов. Вполне серьезно рассматривается и комбинация этих двух вариантов: восточная часть — по Манычской трассе, а западная — по нижнему течению Кубани с использованием для связи между ними долины реки Егорлык. Времени на строительство просят 8-10 лет, а денег — только не надо сразу смеяться! — до 15 миллиардов евро.

Академический прожект

70 лет, прошедших с момента начала «великого эксперимента» в южно-российских степях, — достаточный срок, чтобы увидеть воочию его последствия. Водная система, где были возведены три гидроузла и построены водохранилища, находится сейчас в весьма плачевном состоянии. Само существование Дона как водной артерии и источника питьевого водоснабжения оказалось под угрозой только потому, что река теперь через Пролетарское водохранилище связана с соленым озером Маныч-Гудило. Не говоря уже о том, что в эту систему поступает морская вода из Каспия. В реках Кубань и Дон, которые через сложную сеть магистральных каналов разбавляли пресной водой Маныч-Гудило, просто не стало хватать воды. Где же тогда взять невероятные объемы пресной воды, чтобы наполнить новые гигантские каналы? Ведь столько «лишней» воды на Юге просто нет. Вот только многие ученые мужи, к которым обращался «ЮР» за экспертной оценкой (в том числе и профессора с академиками, ведущие специалисты в «водной области»), говорят об этом исключительно на условии анонимности. А все потому, что идеей этого прожекта одержимо руководство Южного научного центра Академии наук России. В руках же этого центра — финансирование научных разработок в самых разных отраслях знаний (а значит, и заработки ученых). — Да вы не беспокойтесь, — сказал «ЮР» один уважаемый профессор, — ни одного кубометра грунта в основании каналов вырыто не будет. Главное ведь для наших «академиков» получить деньги под научные разработки и «освоить их»…

Комментарий «ЮР»

Первый заместитель председателя Северо-Кавказского научного центра высшей школы, доктор геолого-минералогических наук Владимир Седлецкий: — Если вы будете лететь на самолете над калмыцкими степями, то увидите внизу гигантские, будто вырытые циклопом, траншеи. На самом деле это копали шагающие экскаваторы: в конце 80-х годов прошлого века здесь начали рыть канал Волга—Чаграй, прорыли меньше половины да так и бросили. Теперь вот предлагают рыть канал длиною 700 километров, а таких каналов просто не бывает и никогда в мире не было. Технически это возможно, но столь гигантские затраты вряд ли окупятся в обозримом будущем. Самое же главное, что в Дону и Кубани нет такого количества воды, чтобы наполнить эту транспортную артерию. Воду для наполнения нового канала можно взять только из Волги, других вариантов нет. Сравните: ежегодный сток Волги — 300 кубокилометров, а Дона, Кубани и всех малых рек вместе взятых — 20 кубокилометров. Кубань в ее устье уже сейчас можно перейти, не замочив коленей, о каком же перераспределении стоков говорят авторы проекта «ЕврАзия»? Да и зачем вообще нужен этот проект, если на Каспии уже построены мощные транснациональные нефтепроводы?

Анна ЛЕБЕДЕВА


 
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:




НАШ ОПРОС НА САЙТЕ
Нравится ли вам наш новый дизайн?

Да
Нет
Нормально


ЮЖНЫЙ РЕПОРТЕР
Общероссийская независимая газета Южного федерального округа Южный репортер издается в формате общественно-
политического еженедельника.
Южный репортер ориентирован прежде всего на людей с активной жизненной позицией, преуспевающих предпринимателей и политиков, представителей бизнес- и политических элит.

ПОДПИСКА
Открыта подписка на газету Южный репортер на первое полугодие 2008 года
Наш подписной индекс: 65050

ПАРТНЕРЫ
Интерфакс

Новая газета Кубани
http://horn.hk/ калькулятор услуг по перетяжке салона автомобиля.
ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ
Южный Репортер
 
Главная страница  |  Новое на сайте  |  Обратная связь  |  Карта сайта 

COPYRIGHT © 2005-2017 Южный репортер При перепечатке гиперссылка обязательна