ПОЛИТИКА
Вертикаль власти
Утечка информации
Наше мнение
Для служебного пользования
Коридоры власти
Детектор правды
Партия власти
Тема номера
Рычаги влияния
Дебаты
Специальный репортёр
Без Комментариев

ЭКОНОМИКА
Обзор рынка
Рейтинг компаний
За компанию
Нацпроекты
Деловой климат
Рейтинг
Паблисити
Цена вопроса
Правила игры
Наш прогноз

ОБЩЕСТВО
Наше расследование
Наше дело
Наши люди
Наши деньги
Личное дело
Наша жизнь
Наш взгляд
Власть закона
Вокруг ЮФО
Южная неделя

КУЛЬТУРА
Наша культура

СПОРТ
Новости спорта
Мужские игры



ГЛАВНАЯ     ПОЛИТИКА     ЭКОНОМИКА     ОБЩЕСТВО     КУЛЬТУРА     СПОРТ   

Буксир не для всех

Категория: Экономика, Деловой климат  |  автор: admin
Методом проб Первый вариант ФЦП «Юг России» на 2002—2006 годы принят правительством РФ в августе 2001 года. Цель программы определялась как создание «экономических условий для устойчивого развития юга России», «благоприятных условий для привлечения инвестиций» и снижение «социальной напряженности в регионе». 737 проектов делились на уровни (межгосударственного, общефедерального, межрегионального и регионального значений) и предусматривали развитие топливно-энергетического, транспортного, агропромышленного, курортно-туристского и социального комплексов. Стоимость ФЦП оценивалась в сумму более 153,4 миллиарда рублей, источниками финансирования определялись федеральный (17,6%), региональные и местные бюджеты (около 11%), заемные средства и частные инвестиции. С самого начала и ФЦП, и Минэкономразвития РФ как генеральный заказчик активно критиковались, в приложения к программе вносились уточнения и дополнения, а в мае 2003 года была утверждена новая редакция (постановление правительства РФ №310 от 29 мая 2003 года). Количество проектов программы сократилось более чем вдвое, а затраты на ее реализацию — до 104 миллиардов рублей. Но уже в сентябре 2003 года после проверки сотрудники Главного контрольного управления при Президенте РФ делают вывод: в 2002—2003 годах выделенные в полном объеме из федерального бюджета средства «не принесли позитивных результатов, не способствовали активизации деятельности хозяйственного комплекса ЮФО», а «в ряде случаев имело место нецелевое и неэффективное расходование финансовых ресурсов». Спустя два с половиной года о крайне низкой эффективности бюджетных расходов по федеральным программам говорит бывший в то время министром регионального развития РФ Владимир Яковлев. По его словам, руководители многих территорий и муниципалитетов охотно осваивают деньги федерального бюджета, но слабо заботятся об обеспечении софинансирования из собственных и внебюджетных источников. В итоге — огромное количество незавершенных объектов. Так, объемы незавершенного строительства по ФЦП «Юг России» на 1 января 2006 года оценивались в 22,9 миллиарда рублей. Но большая часть проектов все же была завершена. По данным источника «ЮР» в Минрегионе, объем финансирования программы в 2002—2006 годах из федерального бюджета составил 11,4 миллиарда рублей, в эксплуатацию введены 281 объект и пусковой комплекс. Для завершения проектов срок действия ФЦП был продлен на 2007 год с объемом дополнительного финансирования 6,8 миллиарда рублей из федерального и региональных бюджетов. «Буксир» не для всех Несмотря на нарекания и критику, у ФЦП «Юг России» новые перспективы: программа на 2008—2012 годы, разработанная Минрегионом, принята правительством РФ в середине декабря. Но если прежде она предполагала участие практически всех субъектов, то в нынешний вариант вошли только республики ЮФО. «Все остальные регионы способны самостоятельно выправить ситуацию», — считает источник в Минрегионе. — Основные цели программы — создание новых рабочих мест, повышение по сравнению с уровнем 2006 года денежных доходов населения в республиках ЮФО в 2,1 раза, объема валового регионального продукта в 1,7 раза, увеличение к 2012 году уровня доходов консолидированных бюджетов на душу населения в 2,2 раза и обеспечение роста инвестиций в основной капитал в 2,5 раза, — рассказывает собеседник «ЮР». Программные мероприятия сгруппированы по разделам: снятие инфраструктурных ограничений развития экономики, развитие туристско-рекреационного комплекса, сельхозпроизводства, рыбохозяйственного комплекса и инженерной инфраструктуры сельских территорий, решение проблем в социальной сфере и развитие систем жизнеобеспечения населения. По словам министра регионального развития Дмитрия Козака, в отличие от предыдущих программ в нынешней упор сделан на снятие инфраструктурных ограничений для развития бизнеса. Разработчики программы отмечают, что инвесторам предлагается участие в высокодоходных проектах, а поскольку затраты на инженерную инфраструктуру берет на себя бюджет, срок окупаемости этих проектов снижается (то есть в комплексном обустройстве промышленных площадок). Общий объем финансирования ФЦП на 2008—2012 годы составляет 146,4 миллиарда рублей, из которых 52,1 миллиарда — средства федерального бюджета, 11,9 миллиарда — бюджетные деньги субъектов, а 82,4 миллиарда — внебюджетные источники.

Комментарий «ЮР»

Инна Митрофанова, завлабораторией стратегических экономических исследований Южного научного центра РАН: — ФЦП «Юг России» на 2002—2006 годы изначально включала значительное количество проектов стратегического значения, но доля федерального бюджета планировалась не выше 12—19%, доля бюджетов регионов — не выше 11—13%, что никак не соотносилось с масштабностью заявленных задач. Планирование финансового обеспечения для ФЦП на таком низком уровне вряд ли могло претендовать на роль «катализатора» привлечения средств из других источников. За период действия программы из нее были исключены капиталоемкие затратные проекты, которые могли претендовать на роль генераторов точек экономического роста на юге России, госинвестиции направлялись преимущественно на финансирование социальных объектов локального статуса и значения. У новой программы на 2008—2012 годы есть системные недостатки. Программа экономического развития южного макрорегиона не должна быть нацелена только на развитие республик Северного Кавказа: если речь идет о целостном развитии юга России, то все регионы должны быть включены. Кроме того, новая ФЦП направлена в основном на активное использование уникальных природно-климатических условий, акцент сделан на быстроокупаемые проекты туристическо-рекреационной зоны, что лишает программу стратегичности. Недостаточно внимания уделено транзитной составляющей, а ведь в первую очередь транспортная инфраструктура может стать тем звеном, которое может «вытянуть» всю цепь модернизации южного макрорегиона.

Оксана ЛЕБЕДЕВА



 
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:


НАШ ОПРОС НА САЙТЕ
Нравится ли вам наш новый дизайн?

Да
Нет
Нормально


ЮЖНЫЙ РЕПОРТЕР
Общероссийская независимая газета Южного федерального округа Южный репортер издается в формате общественно-
политического еженедельника.
Южный репортер ориентирован прежде всего на людей с активной жизненной позицией, преуспевающих предпринимателей и политиков, представителей бизнес- и политических элит.

ПОДПИСКА
Открыта подписка на газету Южный репортер на первое полугодие 2008 года
Наш подписной индекс: 65050

ПАРТНЕРЫ
Интерфакс

Новая газета Кубани
ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ
Южный Репортер
 
Главная страница  |  Новое на сайте  |  Обратная связь  |  Карта сайта 

COPYRIGHT © 2005-2019 Южный репортер При перепечатке гиперссылка обязательна