ПОЛИТИКА
Вертикаль власти
Утечка информации
Наше мнение
Для служебного пользования
Коридоры власти
Детектор правды
Партия власти
Тема номера
Рычаги влияния
Дебаты
Специальный репортёр
Без Комментариев

ЭКОНОМИКА
Обзор рынка
Рейтинг компаний
За компанию
Нацпроекты
Деловой климат
Рейтинг
Паблисити
Цена вопроса
Правила игры
Наш прогноз

ОБЩЕСТВО
Наше расследование
Наше дело
Наши люди
Наши деньги
Личное дело
Наша жизнь
Наш взгляд
Власть закона
Вокруг ЮФО
Южная неделя

КУЛЬТУРА
Наша культура

СПОРТ
Новости спорта
Мужские игры



ГЛАВНАЯ     ПОЛИТИКА     ЭКОНОМИКА     ОБЩЕСТВО     КУЛЬТУРА     СПОРТ   

Линия отреза

Категория: Общество, Вокруг ЮФО  |  автор: admin
Цена канала После очередного, 28 по счету, раунда российско-украинских переговоров о разграничении Азов­ского и Черного морей наконец найден компромисс. Стороны согласовали прохождение так называемой срединной линии, разделяющей на две половины Керченский пролив. В соответствии с подписанным Временным положением о порядке прохождения судов представители судовладельцев должны подавать заявку не только лоцманской службе в Керчи (Украина), но и лоцманской службе российского порта «Кавказ» (Темрюкский район Кубани). Это решение оказалось «выстраданным» уроком катастрофы 11 ноября, когда в результате шторма близ пролива затонули несколько судов, а в море вылилось около пяти тонн мазута. В перспективе Россия хочет закрепить совместную эксплуатацию КЕК, так как этот канал — единственная глубоководная часть Керченского пролива. Считается, что судоходный канал почти полностью находится в украинских территориальных водах. Это давало повод украинской стороне взимать плату за проход судов под различными предлогами. По подсчетам российской стороны, 65% судов, ежегодно проходящих через канал, являются российскими или направляются в российские порты. «Канальные» сборы приносили почти $100 миллионов ежегодно (2,4 миллиарда рублей) украинцам. Теперь появился шанс избежать неоправданных трат. Впрочем, уступка Украины по КЕК может повлечь за собой ответную уступку России в вопросе разграничения Азовского моря. Например, Россия в ходе последних переговоров уже дала понять, что соглашается на раздел дна моря, в случае чего Украине достанется его большая часть (70%), так как ее береговая линия по морю длиннее российской. Однако и тут можно добиться выгоды, если стороны разделят дно по модифицированной срединной линии, максимально учитывающей интересы сторон. — Что касается разграничения моря, то здесь так называемая срединная линия стала «уходить из моды» международного права. Учитываются особые обстоятельства: намывные косы, острова, которые меняют границы, — заявил «ЮР» президент Ассоциации международного морского права Анатолий Колодкин. Политический аспект Несмотря на период выборов в России и недавнюю смену исполнительной и законодательной властей на Украине, особых неожиданностей произойти не должно. — Занимаются переговорами по статусу Азовского моря и Керчен­ского пролива не первые лица украинского МИДа. Работают заместители министра, которые не первый год занимают свои посты. В этом вопросе есть четкое руководство президента Виктора Ющенко. Поэтому ожидать от прихода к власти Юлии Тимошенко или кого бы то ни было еще каких-то изменений не стоит, — заявил «ЮР» эксперт Киевского центра политических исследований и конфликтологии Василий Стоякин. По словам эксперта, набор требований по проливу со стороны Украины и России ничуть не изменился со времен экс-президента Украины Леонида Кучмы. Переговоры по делимитации морской границы тянутся с 1996 года. — Дискуссия топчется на одном месте — возле Керченского пролива, который Украина считает своей территорией. После катастрофы позиции украинской стороны стали прочнее. Ведь большинство разбившихся судов были российские, — уверен Стоякин. Нефтяной вопрос Упорство сторон объясняется также желанием приступить к добыче нефти на шельфе. Неопределенный с точки зрения международного права статус не давал такой возможности, несмотря на то что обеими сторонами уже был подсчитан приблизительный запас углеводородного сырья. По прогнозам российской стороны, ресурсы только Темрюкско-Ахтарского участка оцениваются на уровне 50 миллионов тонн. Добывать нефть в Азовском море, учитывая его малую глубину, может оказаться проще, чем где бы то ни было в мире. — Бурение скважин и добыча нефти на шельфе Азовского моря обойдутся гораздо дешевле, чем на Каспии, поэтому сюда устремились крупные российские монополисты, Газпром и ЛУКОЙЛ, — говорит гендиректор судоходной компании «Арктика» Артур Арустамов. На прошлой неделе в Кубан­ском государственном университете «Нефтяная компания «При­азовнефть» и администрация края провели общественные слушания по проекту бурения разведочной скважины в 12 километрах к северу от Темрюка. Компания «При­азовнефть» создана как совместное предприятие ЛУКОЙЛа, Роснефти и администрации края. На эти цели нефтяные компании, по заявлению менеджмента, готовы потратить примерно по $50 миллионов (1,2 миллиарда рублей). По данным единственной украинской компании — ГАО «Черноморнефтегаз», занимающейся добычей нефти и газа, степень освоения ресурсов на море составляет всего 4%. Значительная доля этой добычи приходится на разработку газовых месторождений. Учитывая то, что размеры залежей еще не разведаны до конца, определить, кто выиграет в случае раздела морского дна, трудно. Однако при добыче биоресурсов выигрывает все же Украина, так как море с ее стороны глубже и больше по площади.

Комментарий «ЮР»

Анатолий Колодкин, президент Ассоциации международного морского права и Российской ассоциации международного права, вице-президент Международного морского комитета и судья Международного трибунала ООН по морскому праву: — Учитывая уроки катастрофы 11 ноября, помимо прохождения срединной линии, сторонам нужно согласовать вопросы, связанные с совместным использованием моря. Нужна объединенная контрольная комиссия. Такие прецеденты уже давно существуют в мировой практике. Например, договор от 1973 года между Аргентиной и Уругваем о совместном использовании акватории залива в устье реки Ла-Плата. Пусть Россия и уступила с точки зрения признания срединной линии, однако надо настаивать, чтобы учитывались особые обстоятельства, связанные с особенностями лоции Азовского моря. Если разграничение моря пройдет четко по срединной линии, то большая часть отойдет Украине, что не может быть выгодно России. Море необходимо сохранить в совместном пользовании.

Евгений РАКУЛЬ


 
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:




НАШ ОПРОС НА САЙТЕ
Нравится ли вам наш новый дизайн?

Да
Нет
Нормально


ЮЖНЫЙ РЕПОРТЕР
Общероссийская независимая газета Южного федерального округа Южный репортер издается в формате общественно-
политического еженедельника.
Южный репортер ориентирован прежде всего на людей с активной жизненной позицией, преуспевающих предпринимателей и политиков, представителей бизнес- и политических элит.

ПОДПИСКА
Открыта подписка на газету Южный репортер на первое полугодие 2008 года
Наш подписной индекс: 65050

ПАРТНЕРЫ
Интерфакс

Новая газета Кубани
ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ
Южный Репортер
 
Главная страница  |  Новое на сайте  |  Обратная связь  |  Карта сайта 

COPYRIGHT © 2005-2017 Южный репортер При перепечатке гиперссылка обязательна