ПОЛИТИКА
Вертикаль власти
Утечка информации
Наше мнение
Для служебного пользования
Коридоры власти
Детектор правды
Партия власти
Тема номера
Рычаги влияния
Дебаты
Специальный репортёр
Без Комментариев

ЭКОНОМИКА
Обзор рынка
Рейтинг компаний
За компанию
Нацпроекты
Деловой климат
Рейтинг
Паблисити
Цена вопроса
Правила игры
Наш прогноз

ОБЩЕСТВО
Наше расследование
Наше дело
Наши люди
Наши деньги
Личное дело
Наша жизнь
Наш взгляд
Власть закона
Вокруг ЮФО
Южная неделя

КУЛЬТУРА
Наша культура

СПОРТ
Новости спорта
Мужские игры



ГЛАВНАЯ     ПОЛИТИКА     ЭКОНОМИКА     ОБЩЕСТВО     КУЛЬТУРА     СПОРТ   

Город по-крупному

Категория: Политика, Рычаги влияния  |  автор: admin
Точки роста В этом году о «Большом Ростове» заговорили в связи с проектом Минрегионразвития РФ, включившим южную столицу в число восьми «супергородов», которые должны стать своего рода «точками роста» для российской экономики. Предполагается, что несколько крупных городов еще более «укрупнятся» — за счет близлежащих сельских и городских поселений, которые постепенно вольются в уже существующий мегаполис. Конечная цель министерского проекта — «относительно простыми градостроительными средствами создать более комфортную среду обитания». В Минрегионе, впрочем, уточняют: это пока еще даже «не совсем проект»: — Мы сейчас предложили это как идею, направление действий в концепцию долгосрочного развития России, которую формирует МРЭТ. Если она будет одобрена, будет формироваться программа конкретных действий, — пояснил «ЮР» заместитель директора департамента регионального социально-экономического развития и территориального планирования Минрегиона РФ Максим Перов. По его словам, «цена вопроса» создания одного подобного супергорода — 90–100 миллиардов рублей на 5 лет (программа в целом рассчитана на 20 лет — «ЮР»). Только на создание инфраструктуры «большого города» нужны, по оценкам министерст­ва, десятки миллиардов рублей. Правда, кто и каким образом будет финансировать «точки роста» будущей России — пока не совсем ясно. В Минрегионразвития с уверенностью говорят пока лишь об одном — софинансировании, в котором обязательно будет пред­усмотрена государственная поддержка: — Методов такой поддержки достаточно. Это федеральные целевые программы, проекты Инвестфонда, различные формы помощи по ФЦП «Жилище», особые экономические зоны и так далее. Конкретные формы будут выбираться под конкретные проекты, которые разрабатываются на местах. Мы готовы помочь методологически — довести проект до «кондиционного» состояния, когда он становится той основой, на которой можно планировать федеральную поддержку, — сказал Максим Перов «ЮР». Не менее туманен вопрос управления будущими агломерациями. Пока что федеральное министерство готово отдать решение вопроса на откуп самим муниципалитетам: — Конечно, это — болезненная проблема для лидеров муниципальных образований. Но механизм управления в каждом случае может быть индивидуальным. Поэтому мы говорим о необходимости консенсуса между муниципалитетами — на основе общего проекта развития. Это может быть совместная комиссия, комитет. Какие-то формы для этого не прописаны, и сверху спускать мы их не будем, — убеждает г-н Перов. Удачное «совпадение» Проект ростовской агломерации разрабатывается вне идей Минрегионразвития, причем достаточно давно. С 2002 года, когда началась работа по территориальному планированию — своего рода «генплану» Ростовской области. Тогда стало понятно, что такие города, как, например, Батайск, Аксай, Азов, просто нет смысла проектировать «сами по себе», а надо рассматривать «развитие взаимосвязанной группы городов». Поэтому сегодня уже немного поздно говорить о «создании» ростовской агломерации, убеждены в министерстве территориального развития Ростовской области: — Она уже прошла стадию создания, формирования и сейчас находится на стадии развития. Агломерацию нельзя «назначить», искусственно создать — это похоже на развитие живого организма! — характеризует «ЮР» ситуацию заместитель министра территориального развития Ростовской области Александр Бояринов. При этом саму идею Минрегион­развития РФ региональный чиновник оценивает как весьма перспективную: — У государства появилась возможность сделать еще один шаг в развитии территорий. А у нас есть уже подготовленная агломерация, в пределах которой сосредоточены 50% населения и три четверти экономики Ростовской области. То есть естественное развитие территории удачно совпало с намерением правительства создать здесь «точку роста», — сказал Александр Бояринов «ЮР». Управленческими проблемами в применении к агломерации в Ростовской области тоже пока не задавались — и в ближайшее время не собираются. — Да, возможно, когда-то произойдет слияние городов — они превратятся в единый крупный мегаполис, и будет единая админист­рация ростовской агломерации. Но это возможно только эволюционным путем, и пока об этом говорить рано, — считает Александр Бояринов. При этом замминистра территориального развития настаивает на разделении понятий «ростовская агломерация» и «Большой Ростов»: последний формируется из нынешнего Ростова-на-Дону, Аксая, Батайска и Мясниковского района. В агломерацию же, согласно существующему плану развития, войдут в общей сложности восемь административных районов, включая Азов, Таганрог, Новочеркасск. Общая численность населения при этом составит около двух миллионов человек. Разработку схемы территориального развития ростовской агломерации (разработчик — Санкт-Петербургский институт урбанистики — ЮР») предполагается закончить до конца 2007 года. Договариваться надо! Экспертные оценки проекта будущих российских мегаполисов неоднозначны. С одной стороны, внимание государства к крупным городам как «локомотивам экономического роста» — это безусловный плюс, — считает руководитель проектов направления «Муниципальное экономическое развитие» Института экономики города Денис Визгалов. — До сих пор считалось, что у крупных городов и так все хорошо. В итоге сегодня там находятся огромные скрытые ресурсы развития, которые никак не используются. Надо создать условия, чтобы они заработали. Нужно качественное административное сопровождение экономического роста, — пояснил эксперт «ЮР». В качестве примеров «очевидных минусов» концепции, по мнению Дениса Визгалова, сам прин­цип выбора «точек роста»: — Непонятно, почему объектами выбраны и без того успешные региональные столицы. Чтобы увеличивать их отрыв от соседних территорий? Логичнее было бы найти на карте несколько десятков крупных сел, которые находятся в узлах инфраструктурного каркаса страны, но им действительно не хватает ресурсов для самостоятельного развития, и растить из них города, — считает эксперт Института экономики города. Член Общественной палаты РФ, профессор Московского архитектурного института Вячеслав Глазычев, в сущности, соглашаясь с самой идеей крупный городских агломераций, ссылается на мировой опыт: — Вот, например, в Канаде есть муниципалитет Торонто, а есть столичный округ Торонто, куда входят еще 17 муниципалитетов. Они имеют общую структуру управления в вопросах общей компетенции, которую вырабатывают. Это система договорной конструкции. Однако, по словам Вячеслава Глазычева, для России договариваться — непривычно. И снова приводит пример — на этот раз российский: — В Иркутской области (проект агломерации «Большой Иркутск» предполагает слияние таких городов, как Ангарск, Шелехов и Иркутск — «ЮР») губернатор поначалу решил действовать административным путем: так или иначе убедить администрации этих городов. Убедить-то по-разному можно! К счастью, под влиянием выводов экспертов они перешли на другой путь — выявления общих вопросов, общих средств решения этих вопросов. А это и есть путь выращивания агломерации не как политического целого, а как общего дела. И нужно учиться этой культуре общего дела и культуре договариваться.

Словарь «ЮР»

Городская агломерация — компактная пространственная группировка поселений (главным образом городских), объединенных в одно целое интенсивными производственными, трудовыми, культурно-бытовыми и рекреационными связями. Выделяются моноцентрические городские агломерации — с одним городом-центром, который подчиняет своему воздействию все остальные поселения, расположенные в его пригородной зоне, и намного превосходит их по своему размеру и экономическому потенциалу; а также полицентрические городские агломерации — с несколькими взаимосвязанными городами-центрами. (Современный энциклопедический словарь)

Алена СЕДЛАК



 
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:


НАШ ОПРОС НА САЙТЕ
Нравится ли вам наш новый дизайн?

Да
Нет
Нормально


ЮЖНЫЙ РЕПОРТЕР
Общероссийская независимая газета Южного федерального округа Южный репортер издается в формате общественно-
политического еженедельника.
Южный репортер ориентирован прежде всего на людей с активной жизненной позицией, преуспевающих предпринимателей и политиков, представителей бизнес- и политических элит.

ПОДПИСКА
Открыта подписка на газету Южный репортер на первое полугодие 2008 года
Наш подписной индекс: 65050

ПАРТНЕРЫ
Интерфакс

Новая газета Кубани
ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ
Южный Репортер
 
Главная страница  |  Новое на сайте  |  Обратная связь  |  Карта сайта 

COPYRIGHT © 2005-2019 Южный репортер При перепечатке гиперссылка обязательна