ПОЛИТИКА
Вертикаль власти
Утечка информации
Наше мнение
Для служебного пользования
Коридоры власти
Детектор правды
Партия власти
Тема номера
Рычаги влияния
Дебаты
Специальный репортёр
Без Комментариев

ЭКОНОМИКА
Обзор рынка
Рейтинг компаний
За компанию
Нацпроекты
Деловой климат
Рейтинг
Паблисити
Цена вопроса
Правила игры
Наш прогноз

ОБЩЕСТВО
Наше расследование
Наше дело
Наши люди
Наши деньги
Личное дело
Наша жизнь
Наш взгляд
Власть закона
Вокруг ЮФО
Южная неделя

КУЛЬТУРА
Наша культура

СПОРТ
Новости спорта
Мужские игры



ГЛАВНАЯ     ПОЛИТИКА     ЭКОНОМИКА     ОБЩЕСТВО     КУЛЬТУРА     СПОРТ   

Ушастая валюта

Категория: Экономика, Обзор рынка  |  автор: admin
Нереализованные возможности Развитие отечественного кролиководства прекратилось с распадом СССР. Без государственных дотаций закрылись большинство репродукторов и племенных заводов. Если ранее на территории СССР было около 300 репродукторов, то в 2006 году их по всей стране насчитывалось всего семь штук. Сегодня кролиководством в ЮФО серьезно занимаются менее десятка хозяйств — да и те никак не выйдут на промышленные объемы производства. Пять-десять тысяч голов на ферме — это «потолок». В большинстве субъектов ЮФО ушастая валюта вообще не в чести. А между тем, как утверждают эксперты, кролиководство имеет огромный потенциал роста. По словам президента координационного совета Российского отделения Всемирной ассоциации научного кролиководства Артема Крамина, в ближайшие годы долю производства кроличьего мяса можно существенно увеличить: — По расчетам ученых, доля крольчатины в общем объеме по­требления мяса должна быть не менее 5%, то есть примерно два килограмма в год. Сейчас она составляет менее 1%. В Европе норма соблюдается. В СССР норма тоже соблюдалась. В 1971 году в одном только Татарстане производили и потребляли три тысячи тонн крольчатины. Общее поголовье составляло около 1,5 миллиона. Используя логику г-на Крамина, можно рассчитать и емкость рынка ЮФО. Если «необходимые» два килограмма мяса умножить на число жителей округа (20 миллионов человек), получается цифра, отражающая потенциальные по­требности — 40 тысяч тонн крольчатины в год. Учитывая рыночную цену одного килограмма мяса кролика (130–150 рублей), на выходе максимальная емкость рынка оценивается в шесть миллиардов рублей. При себестоимости «производства» одного килограмма мяса примерно 80–90 рублей, рентабельность может доходить до 40–60%. Однако, несмотря на захватывающие цифры, кролиководство в ЮФО не демонстрирует бурного развития. Вопреки кроличьей сущности поголовье не умножается, и прибыль не плодится. Как рассказали «ЮР» в журнале «Кролиководство и звероводство», основная причина этого — неналаженный рынок сбыта. Кролиководство — один из тех видов агробизнеса, в котором активную роль должны играть личные подсобные хозяйства (ЛПХ). Например, в Германии доля продукции ЛПХ среди производителей кроличьего мяса доходит, по разным оценкам, до 80–90%. А в России (и на Юге, в частности) инициатива фермеров сдерживается отсутствием центров по сбору мяса. — Реализовывать крольчатину приходится на рынках самостоятельно, — рассказывает «ЮР» кроликовод с многолетним стажем Геннадий Запорожцев. — Ни о каких промышленных объемах здесь речи быть не может! Тем более что шкурки — другой ценный продукт — вообще приходится выбрасывать. Для их обработки нужно специальное оборудование, а его у селян нет. Плодитесь и размножайтесь! Как заверяют эксперты, ситуацию можно исправить. По словам директора УСКП «Маркетинговый центр» (занимается разработкой инвестиционных проектов в сфере агробизнеса) Татьяны Усольцевой, для этого необходимо создавать не фермы, а целые «кроличьи цент­ры». Они могли бы объединить в себе и производство, и прием, и переработку кроличьего мяса: — Это сразу бы решило главную проблему, — размышляет Татьяна Усольцева. — Мелкие производители получают гарантированный рынок сбыта, а переработчик — постоянный приток сырья. И это выгодно обеим сторонам. К тому же «кроличьи центры» могут оказывать фермерам и дополнительные услуги — ветеринарные, обучающие. При грамотном подходе кролиководство можно сделать комп­лексным и безотходным производством, считает руководитель ростовского КФХ «Коваль» Виктор Коваль. Для этого «кроличий центр» должен содержать, помимо перерабатывающих мощностей, еще и цеха по выделке меха и пошиву готовых изделий. Наличие собственного комбикормового завода позволит не зависеть от поставщика и зарабатывать на реализации корма. В качестве дополнения можно наладить производство кормов для животных из внутренностей кроликов. Размер инвестиций в создание такого центра, по разным оценкам, может составлять от 3 до 10 миллионов рублей. — В одной только Ростовской области спокойно поместятся не менее пяти таких кроличьих центров. Мы свободно можем выйти на производство до 100 тысяч кроликов в год! А это ежегодно 200 тонн чистого кроличьего мяса. Где бы только взять необходимые средства, — спрашивает Виктор Коваль. Действительно, со средствами у фермеров туго. Отдельных статей по поддержке кроликовод­ства в бюджете минсельхоза нет. С инвестициями — еще сложнее: — У нас в Астрахани крольчатину с руками отрывают! — горячится Ольга Абдуллаева, заведующая хозяйством «Астрахань-МИАКРО». — Сейчас мы продаем не более 200 тушек в месяц, а могли бы в десять раз больше! И рестораны, и супермаркеты, и детские сады — все хотят нашу продукцию. И, казалось бы, надо расширять производство, а мы не можем найти для этого средства. Ни один банк не соглашается предоставить кредиты. В «Россельхозбанке», в чью задачу входит кредитование сельхозпроизводителей, заявляют обратное: — Для нас не имеет значения, к какому направлению животноводческой сферы относится хозяйственная деятельность потенциального заемщика, — утверждает и. о. начальника отдела кредитования и инвестиций ростовского регионального филиала «Россельхозбанка» Роман Глущенко. — Будь то кролиководство, свиноводство или птицеводство, для любого банка гораздо большее значение имеет экономический эффект. Другое дело, что в общем объеме заявок на получение кредита доля кролиководов невелика. Несмотря на это, «Россельхозбанк» выдавал кредиты на развитие кролиководства. Тем не менее предприятия ЮФО продолжают сворачивать свое присутствие на рынке. О планах продать бизнес заявляют в Астрахани, в Усть-Лабинске, Егорлыке. В то же время в Татарстане реализуются проекты совершенно иного масштаба: — Сейчас мы строим в Казани племенной завод с планируемым общим количеством поголовья 600 тысяч кроликов, — рассказывает Артем Крамин. — Намерены закончить все работы в 2008 году. Размер инвестиций — 150 миллионов рублей. Это заемные сред­ства, мы планируем их окупить за пять лет. Однако даже 150 миллионов рублей будет мало. Чтобы «поднять» всю отрасль, нужен как минимум миллиард.

Крупнейшие кроличьи хозяйства ЮФО:

ООО «Астрахань-МИАКРО», г. Астрахань – 4–6 тыс. голов* КФХ «Коваль», с. Егорлык, Ростовская обл. — 2–3 тыс. голов ООО «УСТЬ-ЛАБИНСКГАЗСТРОЙ», г. Усть-Лабинск, Краснодарский край – 4–10 тыс. голов Станция юных натуралистов, с. Арзгир, Ставропольский край – 500–1000 голов * ПРИМЕЧАНИЕ – количество голов варьируется в зависимости от сезона. Данные показывают соотношение минимальных и максимальных показателей общего поголовья на ферме. (По данным министерств сельского хозяйства субъектов ЮФО)

Справка «ЮР»

В 2006 году НИИ мясной промышленности им. Горбатова разработал пакет научно-технической документации по производству продуктов из мяса кролика. Создана рецептура промышленного изготовления вареных колбас (сосиски, сардельки), копченостей (окорока, полутушки), консервов (тушенка, паштеты). Учитывая высокую биологическую ценность, нежность кроличьего мяса, его назначают страдающим пищевой аллергией, гипертонической болезнью, заболеваниями желудочно-кишечного тракта, желчных путей. Кроме того, крольчатина — один из немногих видов мяса, который оказался устойчивым к птичьему гриппу.

Тимур САЗОНОВ


 
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:




НАШ ОПРОС НА САЙТЕ
Нравится ли вам наш новый дизайн?

Да
Нет
Нормально


ЮЖНЫЙ РЕПОРТЕР
Общероссийская независимая газета Южного федерального округа Южный репортер издается в формате общественно-
политического еженедельника.
Южный репортер ориентирован прежде всего на людей с активной жизненной позицией, преуспевающих предпринимателей и политиков, представителей бизнес- и политических элит.

ПОДПИСКА
Открыта подписка на газету Южный репортер на первое полугодие 2008 года
Наш подписной индекс: 65050

ПАРТНЕРЫ
Интерфакс

Новая газета Кубани
ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ
Южный Репортер
 
Главная страница  |  Новое на сайте  |  Обратная связь  |  Карта сайта 

COPYRIGHT © 2005-2017 Южный репортер При перепечатке гиперссылка обязательна