ПОЛИТИКА
Вертикаль власти
Утечка информации
Наше мнение
Для служебного пользования
Коридоры власти
Детектор правды
Партия власти
Тема номера
Рычаги влияния
Дебаты
Специальный репортёр
Без Комментариев

ЭКОНОМИКА
Обзор рынка
Рейтинг компаний
За компанию
Нацпроекты
Деловой климат
Рейтинг
Паблисити
Цена вопроса
Правила игры
Наш прогноз

ОБЩЕСТВО
Наше расследование
Наше дело
Наши люди
Наши деньги
Личное дело
Наша жизнь
Наш взгляд
Власть закона
Вокруг ЮФО
Южная неделя

КУЛЬТУРА
Наша культура

СПОРТ
Новости спорта
Мужские игры



ГЛАВНАЯ     ПОЛИТИКА     ЭКОНОМИКА     ОБЩЕСТВО     КУЛЬТУРА     СПОРТ   

«Оку государеву» уменьшат поле зрения?

Категория: Общество, Вокруг ЮФО  |  автор: admin
Неподконтрольная прокуратура Алексей Волков, член Комитета Госдумы РФ по безопасности, один из инициаторов законопроекта: — Сегодня в органах прокуратуры складывается такая ситуация: прокурор сам возбуждает дело, сам расследует, сам над собой надзирает, сам направляет дело в суд, выносит протесты, если ему что-то не понравилось и так далее. Но добросовестных прокуроров, как и чиновников, у нас маловато. И в результате получается, что в действиях прокуроров очень много субъективизма и нарушений законности. Плюс коррупция. Сегодня прокуратура — единст-венная организация, которая неподконтрольна никому, ее никто не проверяет, как будто там все — кристально чисты! Споры вокруг проекта вызваны все тем же субъективизмом. Если бы я был прокурором, я бы, наверное, тоже возражал, когда меня лишают полномочий. Но если подходить к вопросу в интересах государства, то проблему надо решать. Пусть прокурор будет только надзирать. А следст- вием будет заниматься следователь. Пример ФБР Исса Костоев, сенатор Совета Федерации РФ (в прошлом возглавлял международно-правовое управление Генпрокуратуры): — Не знаю, какие цели преследовали авторы этого законопроекта. Спрашивается — что изменится, если лишить прокуроров их полномочий, а наделить ими начальника Следственного комитета, который является заместителем прокурора? Почему полномочия Генпрокурора в отношении следствия должны быть меньше, чем у его заместителя? Это нонсенс. Согласен, в целом расследование и судебное рассмотрение дел, весь уголовный процесс в России сегодня требует самой существенной реконструкции. После так называемой судебной реформы состояние следствия в стране таково, что у нас во много раз выросла преступность. В последние десятилетия правоохранительные органы придумали себе довольно странный показатель: «темпы роста преступности». То есть мы признаем, что преступность растет, и заботимся лишь о том, чтобы темпы были не слишком велики! И с этим, конечно, надо что-то делать. Но не в таком виде, в котором это сегодня предлагается. Вот в США, например, есть Федеральное бюро расследований — абсолютно отдельное и независимое. Почему бы не воспользоваться этим опытом? Назад к НКВД? Виктор Илюхин, член Комитета Госдумы РФ по безопасности (фракция КПРФ): — Этот проект — серьезный удар по прокурорскому надзору вообще. Речь идет не только о создании Следственного комитета и разграничении полномочий внутри системы прокуратуры. Существенно меняются сами функции прокурорского надзора, его полномочия. У прокуратуры фактически отнимают право отмены незаконных решений органов до-знания и предварительного расследования, которых сегодня принимается море. Предварительное расследование фактически ставится выше прокурорского надзора. Чем это чревато? Повторением 30-х годов прошлого века. Когда изучались причины массовых репрессий, одной из них было названо то, что органы НКВД и МВД оказались бесконтрольны. Сейчас может произойти возвращение. Это страшная тенденция, она наметилась еще тогда, когда мы принимали новый Уголовный кодекс. По нему следователей-дознавателей включили в сторону обвинения и фактически закрепили за следствием обвинительную функцию. В результате этой политической ошибки у нас теперь из СИЗО ежегодно освобождаются более двух тысяч лиц, незаконно привлеченных к уголовной ответственности. Теперь мы допускаем еще одну такую же ошибку. Возникает вопрос: для чего это делается — в интересах большинства законопослушных граждан или в каких-то ведомственных интересах? Напрашивается вывод, что все-таки в ведомственных. Полшага к состязательности Павел Астахов, адвокат: — Необходимость разделить следствие, дознание и обвинение назрела давно. Поскольку прокуратура поддерживает обвинение от имени государства по всем уголовным делам, она не должна осуществлять функции надзора и следствия одновременно. Сейчас действия прокурорских следователей можно обжаловать только в той же прокуратуре, а потом все это представляет в суде сотрудник того же ведомства. Ситуация получается достаточно дикая, по-скольку она подрывает основы состязательности судебного процесса. Поэтому, конечно, лучше разделить функции — прежде всего отделить следствие и надзор, а представители обвинения вообще должны быть из независимой адвокатуры, которая будет выступать в суде и на равных с адвокатами, в равноправном состязательном гласном процессе доказывать состоятельность обвинения. На мой взгляд, сейчас сделано только полшага в нужном направлении. Но хорошо, что происходит движение по этому пути. Следующие полшага — это создание полностью независимого от прокуратуры единого следственного органа. Не конституционно! Лев Левинсон, правозащитник, эксперт Института прав человека: — Идея несколько ослабить «монстра» в лице Генпрокуратуры витала в воздухе — ее придерживаются многие достаточно влиятельные политические фигуры. Но сейчас проблема решается только частично — возможно, предлагаемое разделение функций поможет в какой-то степени сократить количество «заказных» дел, особенно на местах, где руководство прокуратуры само инициирует уголовные дела чаще, чем это происходит на уровне Генпрокуратуры. Но решение, которое сейчас предлагается, — половинчатое и сомнительное с конституционной точки зрения. В структуре прокуратуры создается отдельный комитет, который фактически не подчиняется Генпрокурору. Это не вполне соответствует Конституции, которая предполагает единство органов прокуратуры и говорит о подчинении всех прокуроров генеральному. Предлагаемый законопроект устанавливает, что создаваемый Следственный комитет полностью подчиняется не закону, а лично президенту. Получается еще худшая форма зависимости и смешения функций — следствие, которое по Конституции является частью судопроизводства, подчиняется напрямую главе государства. Это ни в какие рамки не лезет и покушается на независимость судебной системы в самом широком смысле. Требуются «нереально проверенные» Сергей Михеев, эксперт Центра политических технологий: — Вероятно, прокуратура, по мнению кого-то в Кремле, начала играть слишком серьезную роль — в том числе в политике. Данная мера объективно снижает влияние и компетенцию прокуратуры. То есть, попросту говоря, «прокурорским» будет хуже. С другой стороны, в прокуратуре тоже не все так гладко, как хотелось бы. Но чтобы навести там «порядок», новый орган — Следственный комитет — нужно скомплектовать из каких-то «нереально проверенных» сотрудников, которые будут давать бой коррупции в прокуратуре.

Справка «ЮР»

Российская система органов прокуратуры, объединяющих следствие, надзор и поддер-жку обвинения, не имеет аналогов на Западе. В США прокуратура входит в Министерство юстиции и занимается только поддержкой обвинения. Органы прокуратуры включены в систему Минюста во Франции, Японии, Швеции. Надзор за следствием в западных странах осуществляется чаще всего судами.

Алена СЕДЛАК


 
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:




НАШ ОПРОС НА САЙТЕ
Нравится ли вам наш новый дизайн?

Да
Нет
Нормально


ЮЖНЫЙ РЕПОРТЕР
Общероссийская независимая газета Южного федерального округа Южный репортер издается в формате общественно-
политического еженедельника.
Южный репортер ориентирован прежде всего на людей с активной жизненной позицией, преуспевающих предпринимателей и политиков, представителей бизнес- и политических элит.

ПОДПИСКА
Открыта подписка на газету Южный репортер на первое полугодие 2008 года
Наш подписной индекс: 65050

ПАРТНЕРЫ
Интерфакс

Новая газета Кубани
ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ
Южный Репортер
 
Главная страница  |  Новое на сайте  |  Обратная связь  |  Карта сайта 

COPYRIGHT © 2005-2017 Южный репортер При перепечатке гиперссылка обязательна