ПОЛИТИКА
Вертикаль власти
Утечка информации
Наше мнение
Для служебного пользования
Коридоры власти
Детектор правды
Партия власти
Тема номера
Рычаги влияния
Дебаты
Специальный репортёр
Без Комментариев

ЭКОНОМИКА
Обзор рынка
Рейтинг компаний
За компанию
Нацпроекты
Деловой климат
Рейтинг
Паблисити
Цена вопроса
Правила игры
Наш прогноз

ОБЩЕСТВО
Наше расследование
Наше дело
Наши люди
Наши деньги
Личное дело
Наша жизнь
Наш взгляд
Власть закона
Вокруг ЮФО
Южная неделя

КУЛЬТУРА
Наша культура

СПОРТ
Новости спорта
Мужские игры



ГЛАВНАЯ     ПОЛИТИКА     ЭКОНОМИКА     ОБЩЕСТВО     КУЛЬТУРА     СПОРТ   

Бензиновые реки текут на Юг

Категория: Экономика, Обзор рынка  |  автор: admin
Стратегические маневры Федеральная антимонопольная служба не позволила ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» приобрести в собственность 22 АЗС волгоградских компаний «Проэкс» и «Випойл-Инвест». Главная мотивировка — ВИНК (вертикально-интегрированная компания — «ЮР») и без того занимает на рынке монопольное положение. Компании-участники сделки отказываются комментировать ситуацию. Между тем, как отмечает аналитик компании «ФИНАМ» Владислав Исаев, противодействие УФАС вряд ли повлияет на стремление ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» еще больше упрочить свое положение на рынке. — Скорее всего, ЛУКОЙЛ попытается добиться пересмотра решения, — считает г-н Исаев. — Возможен также вариант с покупкой компании через подставную фирму, однако это не позволит оптимизировать бизнес настолько, чтобы повысить эффективность операций. По мнению Владислава Исаева, отказ УФАС удовлетворить ходатайство ВИНКа выглядит несколько странно. — Ведь если ЛУКОЙЛ и так является монополистом, то как изменит ситуацию покупка еще части АЗС, которые и раньше грузились топливом от ЛУКОЙЛа по ценам, обусловленным договоренностями нефтекомпаний с государством? — недоумевает он. По-видимому, наступательная стратегия будет характерна для ВИНКа и в дальнейшем. Согласно плану развития компании, количество заправочных комплексов ЛУКОЙЛа до 2014 года планируется увеличить в стране в два раза — и довести их число до 2,5 тысячи. В ближайшей перспективе ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефте­продукт» планирует расширение сети АЗС в Ростовской области. Доля заправок компании здесь составляет не более 5% от общего их количества в регионе. Как сообщили «ЮР» в самой компании, сейчас среди независимых операторов области ведутся активные поиски потенциального объекта поглощения. В частности, ЛУКОЙЛ не прочь приобрести в собственность кого-нибудь из ростовских бензиновых игроков. «В данный момент под брендом ЛУКОЙЛа в области действуют 28 АЗС. Было бы неплохо довести их количество до 100», — резюмируют в компании. О намерении расширить сеть АЗС в ЮФО за счет приобретения активов местных независимых компаний говорят и в Южной нефтегазовой компании (ЮНГК). Напомним, ЮНГК образовалась в ноябре прошлого года в результате покупки газпромовской компанией ОАО «Газэнергосеть» ростовского розничного оператора ГК «Инвестпром». В «наследство» ЮНКГ перешли три нефтебазы и 25 АЗС в Ростовской области и на Кубани. В планах компании — активное освоение бензинового рынка Юга России. В обозримом будущем она намеревается увеличить количество АЗС до 200. Как отмечают в компании, своими силами предполагается построить не более 40% АЗС. Остальные — приобрести у независимых операторов. Переговоры о покупке уже ведутся, причем сразу на нескольких фронтах. Сфера интересов для ЮНГК — весь ЮФО. У других крупных операторов рынка менее амбициозные планы. По словам пресс-секретаря компании «ТНК-Менеджмент» Виктории Клещуковой, строительства или приобретения в собственность новых АЗК в ТНК-BP пока не планируется. В ближайшие два года в компании займутся реконструкцией уже имеющихся в ЮФО заправок и «приведением их к стандарту ТНК-BP». Информацию о планах развития другого крупного оператора рынка ЮФО — компании «Роснефть» — «ЮР» получить не удалось. Сколь веревочка ни вейся… При оценке перспектив развития конкуренции на розничном рынке мнения экспертов и непосредст­венных участников радикально расходятся. Например, прогноз руководителя одной из нефтяных компаний ЮФО звучит как приговор: «Для независимых бензиновых операторов все рано или поздно заканчивается печально. Это закон. Мелких игроков и так почти не осталось». Независимые эксперты придерживаются несколько иной точки зрения. Например, главный редактор бюллетеня «Инфо ТЭК» Наталья Шуляр уверена: информация о том, что независимая частная розница умирает — не более чем миф. — Мелкие независимые операторы не уйдут с розничного рынка никогда, — утверждает г-жа Шуляр. — Существует множество компаний, каждая из которых владеет двумя-тремя заправками. Они обеспечивают бензином определенный район и этим довольны. ВИНКи просто не пойдут в те регионы, где содержать заправки невыгодно. Во многих крупных компаниях сейчас проводится реструктуризация сбытового сектора. Например, ЛУКОЙЛ выводит из делового оборота все АЗС, на которых реализуется менее четырех тысяч тонн топлива в сутки. За последние два года из оборота компании вывели порядка 200 АЗС. С ней согласна и аналитик информационного центра «Кортес» Людмила Лурье. — В борьбе за потребителя ВИНКи скорее вытеснят с рынков друг друга. Ведь в результате масштабных слияний количество самих ВИНКов сокращается. К тому же зачастую цены повышают именно независимые операторы. По сравнению с ВИНКами они несут больше расходов на содержание АЗС. По данным «Инфо ТЭК», к началу 2006 года в России насчитывалось около 22 тысяч АЗС. И только шесть тысяч из них (27%) принадлежали вертикально-интегрированным компаниям (без учета франчайзинга). ЮФО отражает это соотношение почти зеркально: из четырех тысяч южных АЗС только 870 (21%) принадлежат ВИНКам. В округе есть два региона, где доля крупных компаний в реализации нефте­продуктов приближается к 40%. Это Волгоградская область и Астраханский регион — «вотчина» ООО «ЛУКОЙОЛ-Нижневолжск­нефтепродукт», где совокупная доля ООО «Астраханьгазпром» и «дочки» ЛУКОЙЛА, по мнению специалистов территориальных УФАС, составляет около 80%. Тем не менее эксперты сходятся на том, что вскоре на смену периоду активного раздела рынка придет управляемая конкуренция. Возможности ценовой конкуренции в таком случае будут ограничены с одной стороны силой конкурентов, с другой — позицией государства. А вот конкуренция по качеству обслуживания вполне возможна.

Тимур САЗОНОВ


 
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:




НАШ ОПРОС НА САЙТЕ
Нравится ли вам наш новый дизайн?

Да
Нет
Нормально


ЮЖНЫЙ РЕПОРТЕР
Общероссийская независимая газета Южного федерального округа Южный репортер издается в формате общественно-
политического еженедельника.
Южный репортер ориентирован прежде всего на людей с активной жизненной позицией, преуспевающих предпринимателей и политиков, представителей бизнес- и политических элит.

ПОДПИСКА
Открыта подписка на газету Южный репортер на первое полугодие 2008 года
Наш подписной индекс: 65050

ПАРТНЕРЫ
Интерфакс

Новая газета Кубани
ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ
Южный Репортер
 
Главная страница  |  Новое на сайте  |  Обратная связь  |  Карта сайта 

COPYRIGHT © 2005-2017 Южный репортер При перепечатке гиперссылка обязательна