ПОЛИТИКА
Вертикаль власти
Утечка информации
Наше мнение
Для служебного пользования
Коридоры власти
Детектор правды
Партия власти
Тема номера
Рычаги влияния
Дебаты
Специальный репортёр
Без Комментариев

ЭКОНОМИКА
Обзор рынка
Рейтинг компаний
За компанию
Нацпроекты
Деловой климат
Рейтинг
Паблисити
Цена вопроса
Правила игры
Наш прогноз

ОБЩЕСТВО
Наше расследование
Наше дело
Наши люди
Наши деньги
Личное дело
Наша жизнь
Наш взгляд
Власть закона
Вокруг ЮФО
Южная неделя

КУЛЬТУРА
Наша культура

СПОРТ
Новости спорта
Мужские игры



ГЛАВНАЯ     ПОЛИТИКА     ЭКОНОМИКА     ОБЩЕСТВО     КУЛЬТУРА     СПОРТ   

Страсти вокруг баржи

Категория: Политика, Тема номера  |  автор: admin
Часть первая Арестованная баржа — Наша баржа «Вагенборг-106» работала в Казахстане, там ее переоборудовали: добавили несколько контейнеров, несколько цистерн. Была «баржа-площадка», а стала «баржой обеспечения», — объясняет «ЮР» Артур Арустамов, гендиректор фирмы «Арктика. Поставки и услуги». — В Казахстане по ряду причин при оформлении судна отдельным документом описали баржу и отдельно — оборудование. Спустя время баржу отправили в Астрахань на ремонт, намереваясь все переставить правильно, то есть соотнести с правилами морского регистра. Заплатили таможенную пошлину — 10 тысяч рублей и … Дальнейшее развитие событий излагается уже в письме Арустамова к прокурору Астраханской области Евгению Волколупову: «ОАО «Первомайский судоремонтный завод», осуществлявшее ремонт, выступило декларантом и произвело таможенное оформление судна в режиме «Переработка на таможенной территории». Сотрудники Астраханской таможни приняли указанную декларацию, дали разрешение на помещение судна под избранный таможенный режим, произвели досмотр и выпуск судна. При этом установленное и смонтированное на судне оборудование в таможенном отношении оформлено не было. По завершении ремонтных работ, в мае 2006 года, сотрудники Астраханской таможни наложили арест на судно и смонтированное на нем оборудование по статье «Незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ». В конце августа компания «Арктика. Поставки и услуги» была признана виновной в совершении административного правонарушения. Штраф в размере 50 тысяч рублей был оплачен. Наложенный ранее административный арест — снят. Судно и установленное на нем оборудование были оформлены в таможенном отношении в соответствии с таможенным режимом «Временный ввоз». При этом были оплачены причитающиеся таможенные платежи». Давайте встретимся — Мы вывели баржу, поставили ее на завод готовить к рейсу, и тут ее арестовывает линейный отдел внутренних дел, — удивляется Артур Арустамов. — Оказывается, сотрудниками той же Астраханской таможни было возбуждено уголовное дело по факту контрабанды установленного на судне «Вагенборг-106» оборудования. Я понял — кто-то очень хочет денег. Сначала о личных встречах просила дознаватель Сулейманова, я не соглашался, требовал повестку. В конечном итоге в начале декабря уже новый следователь, Радик Шамсудинов, стал просить о личной встрече. Я отказываюсь — уж лучше вы к нам. В Ростов-на-Дону (здесь находится офис официального представителя «Вагенборга») из Астрахани приехали два человека. В офисе компании «Арктика. Поставки и услуги» астраханские гости говорят генеральному директору, что приехали его арестовать, заставляют дать подписку о невыезде и постоянно твердят о возможности «решить это дело, встретиться с нужным человеком». Как только встреча произойдет — уголовное дело закроют и баржу отдадут. Процесс переговоров закончился в ресторане, за счет встречающей стороны. — Есть такая должность в иностранных компаниях — «ходоки», — делится с «ЮР» тайнами бизнеса Арустамов. — Это специально нанимаемые лица, которые от иностранных компаний носят взятки. Сами иностранцы давать взятки не хотят — они борются с коррупцией. Но условия России диктуют свои законы. О такой категории работников иностранных фирм хорошо знают наши правоохранительные структуры. И, видимо, я выглядел таким «ходоком». Однако «ходок» в первую очередь пошел в ФСБ. Утром восьмого декабря в ростовском управлении ФСБ он пишет заявление о предполагаемом процессе вымогательства, отдает подписку о невыезде, письменное обязательство приехать и встретиться с нужным человеком и диктофонную запись состоявшихся накануне переговоров. Сотрудники астраханской, ростовской и московской ФСБ решили начать "ловлю на живца". Далее история об арестованной барже перерастает в боевик. Часть вторая Торг уместен У Артура Арустамова так и хочется попросить взятку — солидно выглядит бывший капитан ледокола, а ныне генеральный директор фирмы, учрежденной в России родственниками нидерландской королевской семьи. К тому же — типичное «лицо кавказской национальности», у которого, по российским представлениям, явно должны быть нелады с законом. «Живец» был хорош не только по мнению вымогателей, но и по мнению службы безопасности: опытный, рисковый и подготовленный — его снабдили звуко- и видеозаписывающей аппаратурой, поставили на прослушку телефонные разговоры. — Посредником между мной и «нужным человеком» был Заур Шахбанов (сотрудник ОБЭП астраханского линейного УВД на транспорте — «ЮР»). Он и придумал конспирацию: звонит мне — я снимаю трубку — он отключается — я перезваниваю. Так Артуру несколько раз назначали встречу и место, но потом переносили. — Наконец, мне сообщили, что нужный человек ждет меня 10 января. Вечером этого дня я приезжаю в Астрахань, где в гостинице «Виктория» мне сообщают, что нужный человек — начальник транспортной милиции. И завтра состоится наша встреча. 11 января около 15 часов Арустамова привозят в кафе «Виктория» и оставляют в ожидании. Через 20 минут появляется человек лет 45, и, представившись Дегтяревым Сергеем Александровичем, объясняет гендиректору, что проблема с арестованной баржей вполне разрешима, нужно только заплатить $50 тысяч (1 миллион 325 тысяч рублей). — Меня эта сумма потрясла. Все установленное на барже оборудование, в случае предполагаемой конфискации, нам оценили в $40 тысяч (1 миллион 60 тысяч рублей), — продолжает Арустамов. — У меня на счете — ничего нет. Они это знали и предполагали, что кто-то из Вагенборгов (владельцы компании «Вагенборг-шиппинг», члены королевской семьи Нидерландов — «ЮР») привезет деньги. Если мое начальство даже согласится на взятку и решит везти эту сумму, то в любом случае вывозить из Евросоюза можно не более $10 тысяч (265 тысяч рублей). Может, говорю, договоримся? В общем, сошлись на том, что сначала будет $25 тысяч, а потом, через неделю, — еще $25 тысяч (662 тыс. 500 руб.). После Заур Шахбанов, Артур Арустамов и Сергей Дегтярев — «компаньоны» по сделке — отмечают удачные переговоры. Вечером этого же дня, с трудом оторвавшись от наблюдателей, «живец» возвращается в Астрахань, чтобы написать заявление в астраханскую прокуратуру, ФСБ решила оформлять дело официально. Деньги — в туалет! Деньги гендиректор «Арктики» должен был передать 15 января. В ФСБ готовили «взятку»: наносили люминисцентную краску, писали слово «взятка», записывали на видео «взяткодателя» с понятыми: «Я, такой-то, готовлю к передаче эти деньги такому-то». К сроку не уложились. — Мне уже звонить стали, ругаться и говорить: «Начальник тебе уже не верит, ему нужно ехать на коллегию в Москву, там эти деньги надо тоже передать нужному человеку», — продолжает Артур. — То есть вся милицейская цепочка включилась. Наконец, встреча была назначена на 9 часов утра 17 января в том же кафе «Виктория» в Астрахани. Арустамов приносит с собой $25 тысяч мечеными купюрами, две карты Mastercard на $ 5 и $ 25 тысяч (одну из карточек ему дали на случай, если переговоры примут угрожающий характер и потребуется сумма, большая чем предполагалось изначально — «ЮР»), спецаппаратуру звуко- и видеозаписи. Его сопровождает шофер — сотрудник ростовского УФСБ. На все предполагаемые ситуации заготовлены фразы-пароли, дающие начало операции захвата. Неожиданностью стало то, что за деньгами приехал лично Сергей Дегтярев. Милицейского начальника насторожило, что Арустамов не снял в кафе куртку. Несмотря на то что больше в помещении никого не было, брать взятку на месте милиционер не захотел, да и кредитная карта его не устроила. Решили часть наличных денег передать в машине, а следующую часть — на кредитке — снять и передать позже, после приезда Дегтярева из Москвы. — Меня выводят, Заур садится за руль, справа подполковник Дегтярев, я — сзади, — рассказывает Арустамов. — Были случаи, когда передавали взятку так: у двух параллельно идущих машин открываются окна и деньги перебрасываются из одной машины в другую. Я был готов даже к такой ситуации, но совершенно не был готов к тому, что они меня привезут прямо в управление внутренних дел на транспорте! Я был в ужасе, потому что еще во время ужина мне намекнули, что намеревались меня арестовать. К тому же — деньги-то в кармане фальшивые, и если здесь и сейчас арестуют, — я точно никогда не выйду. В кабинете Дегтярева, в комнате отдыха, главные герои остаются наедине. Начальник включает музыку, разливает вино и предлагает Арустамову написать расписку о том, что якобы он дает деньги милиционеру в долг. Потом отвергает этот вариант и идет в туалетную комнату. — Стоя ко мне лицом и спиной к туалету, он поднимает газеты на каком-то выступе и показывает — сюда. Я быстро достаю деньги, кладу их туда, и он меня выводит. Мы проходим мимо постового милиционера с автоматом, и в это время я говорю парольную фразу. Потом оперативники УФСБ рассказали Арустамову, что в запале он проговорил все пароли не один раз. — Врываются сотрудники астраханской ФСБ, камеры, следователь из прокуратуры, Дегтярев кричит: «Берите этого, он взяткодатель!» — в лицах пересказывает финал операции собеседник «ЮР». Подвиг милиционера 18 января на очной ставке Дегтярев был спокоен. По его версии, вся история выглядела как подвиг милиционера, который не удалось совершить. Из доклада лейтенанта Заура Шахбанова он знал, что кто-то пытается на него выйти, чтобы дать взятку. Дегтярев якобы хотел сам арестовать преступника, поэтому поехал в это кафе «Виктория». Но увидел, что взяткодатель физически силен, и понял, вдвоем его не взять. Поэтому повез Арустамова в отдел внутренних дел, где и предполагал произвести арест. Однако «безопасники» помешали. Наверное, Арустамов заплатил ФСБ, чтобы они посадили Дегтярева. И вообще, бизнесмена он знает как главу бандформирования. — Вся эта история хорошо собиралась в кучу до того момента, когда адвокат спросил меня: «А когда вы обратились в ФСБ?» — рассказывает «ЮР» «глава бандформирования». — Я ответил, что в ФСБ я обратился восьмого декабря 2006 года, после того как ко мне приехали и предложили встретиться с «нужным человеком». Ленинский районный суд Астрахани постановил заключить под стражу начальника астраханской транспортной милиции Сергея Дегтярева. Теперь дело находится в производстве отдела по расследованию особо важных дел следственного управления прокуратуры Астраханской области. Часть третья. P.S. После астраханской истории компания «Вагенборг» решила уйти из Астрахани По признанию голландцев, судостроительство в России обходится вдвое дешевле, чем в Европе. И поэтому Астрахань была и остается ключевым городом в сфере интересов иностранного бизнеса. Компания «Вагенборг» построила баржу за $2 миллиона (53 миллиона рублей) на заводе «Красные баррикады», каждую зиму оставляла в Астрахани 5-6 своих судов на ремонт. Сейчас в Астрахани осталось только две баржи «Вагенборга», их просто не успели перевести в Баку. — Вопрос даже не в том, что, придя в другое государство, они не хотят жить по его условиям. Они боятся принести на своих плечах коррупцию из России в Европу, — объясняет позицию своих партнеров Артур Арустамов. — Конечно, в России работать выгодно, интересно, перспективно, но это может быть очень болезненно. Поэтому Вагенборги решили уйти. И дело даже не в алчности отдельных лиц. Несовершенство законодательства порождает преступность. Собеседник «ЮР» приводит только одно положение из российского таможенного законодательства: «Если товар, временно ввезенный на территорию России, будет передан другой компании, необходимо с разрешения таможни переоформить таможенную декларацию». — Вы понимаете, что такое разрешение таможни? — спрашивает Арустамов. — Приходишь — разрешите, а тебе — нет. Почему? А просто нет. То есть эта фраза уже предполагает дачу взятки. Хотели разработать оценочные таблицы — такой пароход, такого года выпуска, такого класса, там-то может работать, сфера назначения. И в соответствии с этим и весом этого парохода оценивать. То есть мы в Голландии будем планировать свои затраты в России. Нет, сейчас это происходит так: приходит пароход, таможня ставит свою цену. Показываешь документы с другими цифрами, но им плевать. Заканчивается все тем, что таможня тебя отзывает и спрашивает — во сколько хочешь оценить? Тогда это будет стоить вот такую сумму. По словам генерального директора фирмы «Арктика. Поставки и услуги», в Астрахани в расцвете период «дикого бизнеса». В регион пришли такие гиганты, как Лукойл, Роснефть, Shell, Agip. Вместе с этими корпорациями идет огромное количество денег, и некоторые чиновники вряд ли смогут честно сосуществовать с таким капиталом.

КОММЕНТАРИЙ «ЮР»

Михаил Кузнецов, замминистра по международным отношениям Астраханской области: — Компания «Вагенборг» занимается судостроительными работами. Она выступала в роли заказчика, а в роли субподрядчиков у нее были астраханские судостроительные заводы (у нас их полтора десятка). Поэтому налоги они никакие не платили. По сути, эта фирма просто нашла другой завод с более выгодными условиями контракта. Нет «Вагенборга» — пришли другие компании, итальянские. Это не проблема. У наших заводов по судостроению загрузка на 2–3 года есть. Насколько компания «Вагенборг» перспективная — не знаю. Конечно, плохо, что она ушла в Азербайджан, но это не смертельно. Директорам заводов теперь придется новых заказчиков искать. Если у них проблемы с таможней — нужно разбираться. Ведь многие иностранные компании приходят к нам, не зная нашего законодательства. Они привыкли работать в Европе, где нет границ, а тут — таможенные границы появляются. В прошлом году новым начальником таможни стал Толоков, который наводит сейчас порядок. Лариса Рухавец, руководитель пресс-службы Приволжского управления внутренних дел на транспорте: — Мы подтверждаем, что подполковник Сергей Дегтярев задержан и находится сейчас под стражей. В Астраханской транспортной милиции он работал с мая 2006 года, до этого трудился в линейном отделе станции Ершов, Саратовской области. Для нас задержание Дегтярева было неожиданным: человек очень компетентный, опытный, с хорошим оперативным чутьем. Ему подполковника милиции присвоили за задержание преступной группы, которая занималась кражами дизельного топлива с тепловозов на железной дороге. Он был награжден орденами и медалями, его портрет висел на доске почета в нашем управлении. Не исключено, что его подставили. Евгений Некрасов, руководитель пресс-службы Южно-Российского таможенного управления: — Астраханская таможня нашла нарушения по оформлению баржи — незадекларированное оборудование. Таможенники стали собирать материалы, но потом это дело забрала транспортная прокуратура. Она осуществляет надзор за местными таможенными органами и поэтому более серьезные дела забирает себе.

Досье «ЮР»

Артур Арустамов в 1975 году окончил Ростовское речное училище, отделение морского судовождения. Работал матросом, штурманом, капитаном ледокола, командиром ростовского отряда «Спецморпроводки». В 1996 году стал сотрудничать с нидерландским концерном «Вагенборг» в качестве лоцмана, капитана-наставника. Сегодня — генеральный директор ООО «Арктика. Поставки и услуги», дочерней компании фирм «Вагенборг-шиппинг» и «Вагенборг товинг», учрежденной в 2004 году с офисом в Ростове-на-Дону. Считает, что заниматься бизнесом не менее рискованно, чем управлять ледоколом — нужны характер, бесстрашие, рационализм и доля здорового авантюризма. На свой паспорт Артур Арустамов наклеивает звездочки — по количеству задержанных при его посильном участии «оборотней в погонах». Первые шесть звездочек появились в 2001 году. Тогда у капитана ледокола угнали «мерседес». Арустамову намекнули, что за определенную сумму следователи Октябрьского РОВД Ростова-на-Дону вернут машину в целости и сохранности. В управлении собственной безопасности от потерпевшего приняли заявление, снабдили аппаратурой. Операция по задержанию вымогателей закончилась в лесополосе Западного микрорайона города. Угонщиками оказались те самые шесть милиционеров, которые по долгу службы «разыскивали» его машину. После астраханской истории звездочек, видимо, станет девять.

Светлана ЛУКЬЯНЧИКОВА


 
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:




НАШ ОПРОС НА САЙТЕ
Нравится ли вам наш новый дизайн?

Да
Нет
Нормально


ЮЖНЫЙ РЕПОРТЕР
Общероссийская независимая газета Южного федерального округа Южный репортер издается в формате общественно-
политического еженедельника.
Южный репортер ориентирован прежде всего на людей с активной жизненной позицией, преуспевающих предпринимателей и политиков, представителей бизнес- и политических элит.

ПОДПИСКА
Открыта подписка на газету Южный репортер на первое полугодие 2008 года
Наш подписной индекс: 65050

ПАРТНЕРЫ
Интерфакс

Новая газета Кубани
ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ
Южный Репортер
 
Главная страница  |  Новое на сайте  |  Обратная связь  |  Карта сайта 

COPYRIGHT © 2005-2017 Южный репортер При перепечатке гиперссылка обязательна