ПОЛИТИКА
Вертикаль власти
Утечка информации
Наше мнение
Для служебного пользования
Коридоры власти
Детектор правды
Партия власти
Тема номера
Рычаги влияния
Дебаты
Специальный репортёр
Без Комментариев

ЭКОНОМИКА
Обзор рынка
Рейтинг компаний
За компанию
Нацпроекты
Деловой климат
Рейтинг
Паблисити
Цена вопроса
Правила игры
Наш прогноз

ОБЩЕСТВО
Наше расследование
Наше дело
Наши люди
Наши деньги
Личное дело
Наша жизнь
Наш взгляд
Власть закона
Вокруг ЮФО
Южная неделя

КУЛЬТУРА
Наша культура

СПОРТ
Новости спорта
Мужские игры



ГЛАВНАЯ     ПОЛИТИКА     ЭКОНОМИКА     ОБЩЕСТВО     КУЛЬТУРА     СПОРТ   

Один ученико-рубль

Категория: Экономика, Нацпроекты  |  автор: admin
Наши часы — наши деньги Говоря языком экономистов от образования, «бюджетирование сферы образования должно исходить из конечного результата». Если перевести эти слова в привычную речь, то смысл таков — чем качественнее образование, получаемое учеником, тем лучше должен оплачиваться труд педагога. Знакомые учителя сразу же вспомнили давно отработанную схему определения качества образования: если в классе одни «хорошисты» и «отличники», то качество продукта — 100%. Если же среди учеников есть «троечники» и — о, ужас! — «двоечники», значит, качест­во труда педагога «хромает». С введением ЕГЭ определять качество работы учителя стало еще проще: справился ученик с экзаменом, значит, педагог качественно потрудился. Правда, на зарплату работника образования качество его труда мало влияло. Ну, порицали на собраниях педколлектива, но зарплата начислялась, исходя из других критериев — разряд и категория по единой тарифной сетке, количество часов (ставка, полторы ставки или две ставки), надбавки за специализацию школы (гимназия, коррекционная или школа-интернат), за классное руководство, за проверку тетрадей, за содержание кабинета. Учитель, желающий получать более-менее достойную зарплату, должен был постоянно стремиться к более высокой категории, повышать свой образовательный уровень, писать научные работы, заниматься классным наставничеством, проверять гору тетрадей и работать по 36 часов в неделю (а это по 6 полноценных уроков в день). К концу недели такой педагог был похож на загнанную лошадь, которую в прериях сердобольные ковбои пристреливали. — Я убеждена, — говорит Лидия Андреева, директор астраханской коррекционной школы, — что полноценно давать уроки 36 часов в неделю физически невозможно. Когда свой семейный бюджет учитель вынужден пополнять за счет набора количест­ва часов, качество образования вряд ли возможно. Наши ученики — наши деньги О важности задуманных реформ говорит уже то, что этими вопросами в Министерстве образования РФ заведует департамент государственной политики. Правда, как «ЮР» ни пытался выяснить министерскую позицию по этому вопросу, четких ответов не услышал. — В связи с разграничением полномочий (по 184 федеральному закону, где четко определены права центра и субъектов Федерации) каждый регион сейчас вправе разрабатывать свою систему оплаты труда, — пояснила «ЮР» замруководителя департамента прогнозирования и организации бюджетного процесса Татьяна Подколозина. — Лишь бы они не противоречили позициям федеральных органов власти. К примеру, норму часов и норму рабочего времени по-прежнему устанавливает правительство. На федеральном уровне новая система оплаты труда пока не разработана, сейчас Минздрав и Минсоцразвития подготовили постановления и положения по некоторым аспектам. По крайней мере, противоречий с законодательством мы там не увидели. Другое дело — что регионы у себя изобретают? Тут должны правовики смотреть внимательно каждое предложение. Инновационные образовательные учреждения, особенно те, которые разрабатывают и внедряют новую систему оплаты труда, будут проверяться и поощряться. Наиболее известен тюмен­ский вариант системы, в которой упор делается не на количество часов, а на число учащихся. Стоимость педагогической услуги переводится в «ученико-часы». Чем выше стоимость педагогической услуги, тем больше зарплата учителя. Повышающие коэффициенты, то есть надбавки, начисляются за классное руководство и заведование кабинетами, а также за сложность предметов. Последнее новшест­во тюменских разработчиков — предметы делятся по группам на 4 категории сложности. К первой группе (самые сложные) относятся русский язык и литература, математика, 1-й класс начальной школы. Вторая группа — история, география, физика, химия, начальная школа со 2 по 4 классы, еще ряд предметов… К четвертой группе сложности отнесены ОБЖ, физвоспитание. Новый способ отличается наличием главного критерия — качества предоставляемых педагогом услуг. Наше что — наши деньги? Астраханские разработчики новой системы оплаты труда внимательно изучили опыт первопроходцев и решили создать нечто свое. К концу первой — началу второй четверти астрахан­ские учителя и чиновники должны прийти к своему варианту оплаты труда педагога. Пока же понятно только то, что главным критерием при расчете зарплаты будет качество предоставляемых педагогом услуг. Пока нормативно-правовые документы в разработке, земля полнится слухами и спорами. — Существует некая социальная напряженность, — делится с «ЮР» Елена Золотайкина, начальник областного астраханского управления экономики образования и инвестиций. — Люди боятся снижения заработной платы. Боятся, что их обидят. Хотя в нормативно-правовой базе уже сейчас прописано, что в течение года эксперимента будет сохраняться заработная плата по тому уровню, каким он был до введения отраслевой системы оплаты труда, даже если по новым расчетам у педагога получается меньше. К тому же, несмотря на то что количество обучающихся падает, мы просим губернатора оставить нам фонд оплаты в том же объеме, каков он был на 2006 год. То есть у нас есть сейчас некий задел для повышения заработной платы. Но, к сожалению, эти разумные доводы доходят не до всех. Сейчас у нас царит «уравниловка», мы просто распыляем средства. Ведь можно с тем же уровнем образования, стажем и квалификацией просто сидеть, а можно выкладываться по всей программе. Но получать одинаковую зарплату. Вот эта «уравниловка» должна быть пресечена. Отраслевая система нацелена именно на то, чтобы оплата была справедливой. Каждой сестре — по серьгам.

ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ЗАРПЛАТА УЧИТЕЛЯ? В основе лежит базовый оклад, который формируется в результате произведения базовой единицы и базового коэффициента. Базовая единица будет ежегодно утверждаться законом «Об областном бюджете». Предположительно, в 2007 году она будет равна 1 тысячи 100 рублям. Базовый оклад увеличивается за счет коэффициентов, которые учитывают уровень образования преподавателя, стаж и специфику его работы, квалификацию и качество услуг. Коэффициент качества будет рассчитываться по нескольким параметрам, в которые будут включены оценки учеников, успеваемость, мнение родителей и прочее. Повышающие коэффициенты в данный момент разрабатываются. КОММЕНТАРИЙ «ЮР» Галина Меркулова, председатель профсоюза работников народного образования и науки РФ (на селекторном совещании 30 августа 2005 года): — Мы — за введение новой отраслевой системы оплаты труда, но при увеличении бюджетного финансирования этой меры не менее чем в 2 раза. Нужно принять закон о отраслевой системе оплаты труда, предусматривающий систему федеральных гарантий, а также учитывающий особенности труда в отрасли, для того чтобы избежать разнобоя в оплате труда учителей в разных регионах, обусловленного главным образом разным уровнем бюджетной обеспеченности. Два года назад специалисты профсоюза совместно с представителями Минобразования уже разработали предложения по новой отраслевой системе оплаты труда. Однако их положили под сукно, на конкурсной основе уже новый коллектив получил задание разрабатывать другие предложения.

Светлана ЛУКЬЯНЧИКОВА


 
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:




НАШ ОПРОС НА САЙТЕ
Нравится ли вам наш новый дизайн?

Да
Нет
Нормально


ЮЖНЫЙ РЕПОРТЕР
Общероссийская независимая газета Южного федерального округа Южный репортер издается в формате общественно-
политического еженедельника.
Южный репортер ориентирован прежде всего на людей с активной жизненной позицией, преуспевающих предпринимателей и политиков, представителей бизнес- и политических элит.

ПОДПИСКА
Открыта подписка на газету Южный репортер на первое полугодие 2008 года
Наш подписной индекс: 65050

ПАРТНЕРЫ
Интерфакс

Новая газета Кубани
ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ
Южный Репортер
 
Главная страница  |  Новое на сайте  |  Обратная связь  |  Карта сайта 

COPYRIGHT © 2005-2017 Южный репортер При перепечатке гиперссылка обязательна