ПОЛИТИКА
Вертикаль власти
Утечка информации
Наше мнение
Для служебного пользования
Коридоры власти
Детектор правды
Партия власти
Тема номера
Рычаги влияния
Дебаты
Специальный репортёр
Без Комментариев

ЭКОНОМИКА
Обзор рынка
Рейтинг компаний
За компанию
Нацпроекты
Деловой климат
Рейтинг
Паблисити
Цена вопроса
Правила игры
Наш прогноз

ОБЩЕСТВО
Наше расследование
Наше дело
Наши люди
Наши деньги
Личное дело
Наша жизнь
Наш взгляд
Власть закона
Вокруг ЮФО
Южная неделя

КУЛЬТУРА
Наша культура

СПОРТ
Новости спорта
Мужские игры



ГЛАВНАЯ     ПОЛИТИКА     ЭКОНОМИКА     ОБЩЕСТВО     КУЛЬТУРА     СПОРТ   

Война продуктов

Категория: Общество, Наше дело  |  автор: admin
Пробуждение продуктового ритейла Первые супермаркеты начали появляться в ЮФО еще в конце прошлого века. Первоначально это были единичные магазины в центральных районах крупных городов. Через некоторое время на смену им стали приходить сетевые игроки. Они постепенно отвоевывали часть рынка у базаров, ларьков, магазинов с прилавочной формой торговли. Вскоре на южный рынок устремились федеральные и зарубежные игроки. До тех пор они присутствовали только на столичных рынках Петербурга и Москвы, которые уже начали перегреваться. — С насыщением спроса в столице, а также повышением покупательской способности вне ее, интерес торговых операторов стали привлекать регионы России, в том числе и ЮФО, — поясняет «ЮР» Ольга Ясько, руководитель отдела аналитики рынка торговой недвижимости девелоперской компании Colliers International. Первоначально наибольший интерес вызвал Краснодарский край. В курортной зоне Кубани в 2004 году открылся один из крупнейших на Юге России супермаркет «Патэрсон», который занял 3000 квадратных метров. Именно с Краснодарского края свою экспансию на Юг начинала и сеть «Перекресток». Недавно в торговом центре «Красная площадь» открылся первый на Юге России гипермаркет «Мосмарт». Однако вскоре ритейлоры несколько умерили свои амбиции в отношении Кубани. По мнению экспертов, это связано с большим количеством дешевых рынков и рассредоточенностью населения по территории. В результате супермаркеты в Краснодарском крае не пользовались достаточной популярностью, хотя доходы населения и были весьма высоки. В итоге основной интерес ритейлоров устремился в Ростов — именно здесь за последние несколько лет произошел настоящий бум строительства крупных гипермаркетов и развития сетей «магазинов у дома». — Геополитическое положение, которое занимает Ростов, логистически выгодно для того, чтобы строить здесь распределительные склады и уже отсюда осуществлять экспансию в другие регионы, — уверяет «ЮР» директор по развитию сбытовой сети «Пятерочка-Ростов» Сергей Рогузько. Привлекательности Ростова способствует и самая высокая в ЮФО покупательская активность ростовчан. Сегодня, по данным управления потребительского рынка города, средний житель оставляет в розничной торговле свыше 94 тысяч рублей в год, предпочитая цивилизованные формы торговли, а не рынки. Динозавры ростовского ритейла Первой из транснационалов на ростовский рынок пришла турецкая торговая компания «Рамэнка». Она открыла свой гипермаркет «Рамстор» в местном торговом центре «Горизонт». Его появление ознаменовалось уходом с рынка одного из первых и популярных супермаркетов «Афина Ростовская», которая располагалась неподалеку. Турецкие инвестиции в гипермаркет составили $5 миллионов. Первые дни своей работы «Рамстор» не справлялся с потоком покупателей — в кассы выстраивались километровые очереди, началась давка, были даже пострадавшие. За несколько первых месяцев оборот магазина в несколько раз превысил годовые прогнозы. Вслед за «Рамстором» в регион пришел немецкий игрок «Метро Саsh&Carry». Мелкооптовый центр торговли построили на окраине города, однако, несмотря на удаленность, этот магазин также привлекал тысячи покупателей. Вход в «Метро» пришлось контролировать службе безопасности, которая позволяла заходить в торговое помещение только небольшими группами. После открытия немецкого «Метро» выручка крупнейших местных ритейлоров начала сокращаться. Например, в супермаркетах «Вавилон» в первые месяцы, по информации их владельцев, она упала примерно на 5%. Вскоре ростовские «Вавилоны» были проданы владельцам сети «Перекресток», которая сегодня в Ростове уже открыла три магазина и планирует расширяться дальше. Вслед за «Вавилоном» начали закрываться другие местные супермаркеты. Например, зимой этого года прекратил работу универсам «Северный», так как в 2005 году рядом с ним начал работу гипермаркет «О`кей», который стал пользоваться большей популярностью. Подобная судьба ожидала и ростовский универсам «Западный», который сейчас находится на реконструкции. Скорее всего, на его месте появится «Перекресток». Эксперты прогнозируют гибель и нескольким оставшимся магазинам. — В ближайшие 1-2 года единичным супермаркетам придется уйти с рынка, — считает Сергей Рогузько. — Например, сегодня они в Ростове занимают очень хорошие проходимые места, и, вероятно, каждому поступит предложение о продаже бизнеса, от которого они не смогут отказаться. Слабость таких магазинов заключается в работе с поставщиками. В отличие от сетевых форматов и гипермаркетов, они не способны продавать товары большими партиями. В результате не удается добиваться скидок и преференций от поставщиков, соответственно, снижать цены и привлекать покупателей. Сегодня основная конкуренция в крупном формате разворачивается уже не между местными и инорегиональными компаниями, а непосредственно между варягами. Например, в Краснодаре столкнулись интересы «Мосмарта» и «Рамстора», которые хотели разместить свой магазин в ТЦ «Красная площадь». В Ростове «Рамстор» и «Перекресток» одновременно претендовали на активы универсамов «Западный» и «Северный». Интересы «Рамстора» сталкивались с питерской «Дориндой» за земельные участки в западной части столицы ЮФО. По мнению участников рынка, строительство «Ашана», возможно, оттянет покупателей у «Метро». Со временем эта борьба будет обостряться, ведь гипермаркетов на Юге России становится все больше. Интерес к южной столице проявляют лидеры европейского ритейла — в частности, еще одна французская компания Carrefour. Освоение Юга России с донской столицы планирует начать и «Седьмой континент». Он рассчитывает появиться в новом торгово-развлекательном центре, который строится на проспекте Нагибина. Развивать розницу на Юге России намерен «Мосмарт», стремится сюда и екатеринбургский «Купец». В такой ситуации компании будут демпинговать, тем самым вытесняя друг друга. Местным предпринимателям приходится развивать свой бизнес в спальных районах. Однако и сюда уже устремились крупные сети. Правда, на этот раз сдавать свои позиции без боя аборигены не собираются. Торговое сопротивление Бизнес большинства региональных ритейлоров сегодня сосредоточен в форматах «магазин у дома» и «дискаунтерах». Крупнейшие сети — это краснодарский «Магнит», ростовские «Империя продуктов» и «В 2-х шагах», волгоградские «Радеж» и «МАН». Каждый из них прочно держит свою долю рынка в регионе и интенсивно растет. Однако как долго местным игрокам удастся продержаться, пока непонятно. Активную региональную экспансию начала питерская компания «Пятерочка». Она уже вошла в Краснодар, где работают по франшизе 6 ее магазинов, и в Волгоград, где, по данным департамента потребительского рынка города, находятся 46 точек. С начала этого года экспансию сеть начала и в Ростовскую область. В заявленных планах — за пять лет создать более 100 торговых точек по всему городу. По мнению конкурентов — открыть такое количество торговых точек до конца года с нуля практически невозможно. За три года работы «Алекс Ростов» создал сеть магазинов в «В 2-х шагах», которая состоит из 34 точек. По мнению Андрея Холопова, президента «Алекс Ростов», «Пятерочка» ведет довольно некорректную политику по захвату рынка. В частности, скупает свои франшизы, ранее проданные местным игрокам, использует административный ресурс. В Волгограде, например, «Пятерочка» активно «сотрудничала с властью», что стало одной из причин ареста мэра Евгения Ищенко, который владел частью акций компании. Совершаются и попытки перекупить у конкурентов торговые площади. Совсем недавно именно последний способ «Пятерочка» попыталась применить в Ростове. По информации «ЮР» за аренду помещения вместо 250 тысяч рублей они обещали 450 тысяч. В результате — представители местных сетей решили создать собственный профсоюз — Региональный союз Ростовских сетей, целью которого будет защита корпоративных интересов. В него войдут крупнейшие ростовские сетевики «В 2-х шагах», «Империя продуктов», «Апекс Плюс», а также сетевики Волгодонска и Таганрога. Они не исключают, что на Дону события могут развернуться по екатеринбуржскому сценарию, где несколько лет назад локальные сети вместе со 130-ю местными производителями объявили «федералам» бойкот. По словам Андрея Холопова, пока ни один магазин у ростовских сетей компания «Пятерочка» отвоевать не смогла. По словам представителя «Пятерочки» — у компании была возможность агрессивно зайти на ростовский рынок, например, купив сеть «Молоко», которая уже частично принадлежит «Апекс Плюс» («экономичные супермаркеты»). Недавно помещение одного из магазинов этой сети в центре Ростова-на-Дону было перекуплено, однако в данном случае, «Пятерочку» опередила… партия ЛДПР. Компания же пока решила начать с Азова, где появится первый магазин. В мае «Пятерочка» объединилась с сетью супермаркетов «Перекресток» и превратилась фактически в лидера российского ритейла. Общий объем инвестиций в развитие объединенной сети в 2006 году составит $700 миллионов, что для российского ритейла случай беспрецедентный. Для сравнения, «Магнит» готов инвестировать только $150 миллионов. Ростовские игроки инвестируют в свое развитие значительно меньше.

Анна ДЕМЧЕНКО



 
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:


НАШ ОПРОС НА САЙТЕ
Нравится ли вам наш новый дизайн?

Да
Нет
Нормально


ЮЖНЫЙ РЕПОРТЕР
Общероссийская независимая газета Южного федерального округа Южный репортер издается в формате общественно-
политического еженедельника.
Южный репортер ориентирован прежде всего на людей с активной жизненной позицией, преуспевающих предпринимателей и политиков, представителей бизнес- и политических элит.

ПОДПИСКА
Открыта подписка на газету Южный репортер на первое полугодие 2008 года
Наш подписной индекс: 65050

ПАРТНЕРЫ
Интерфакс

Новая газета Кубани
ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ
Южный Репортер
 
Главная страница  |  Новое на сайте  |  Обратная связь  |  Карта сайта 

COPYRIGHT © 2005-2019 Южный репортер При перепечатке гиперссылка обязательна