ПОЛИТИКА
Вертикаль власти
Утечка информации
Наше мнение
Для служебного пользования
Коридоры власти
Детектор правды
Партия власти
Тема номера
Рычаги влияния
Дебаты
Специальный репортёр
Без Комментариев

ЭКОНОМИКА
Обзор рынка
Рейтинг компаний
За компанию
Нацпроекты
Деловой климат
Рейтинг
Паблисити
Цена вопроса
Правила игры
Наш прогноз

ОБЩЕСТВО
Наше расследование
Наше дело
Наши люди
Наши деньги
Личное дело
Наша жизнь
Наш взгляд
Власть закона
Вокруг ЮФО
Южная неделя

КУЛЬТУРА
Наша культура

СПОРТ
Новости спорта
Мужские игры



ГЛАВНАЯ     ПОЛИТИКА     ЭКОНОМИКА     ОБЩЕСТВО     КУЛЬТУРА     СПОРТ   

Разрешите обратиться

Категория: Наше мнение  |  автор: admin

Проверен — проходи

Джабраил Кадыров, начальник департамента по работе с обращениями граждан при правительстве Чеченской Республики: — Мы в своей работе руководствуемся тоже российским Указом. У нас есть общественные приемные при входе в Правительственный комплекс. Как правило, проблемы людей (в основном это выплата компенсаций и поиск похищенных родственников) решаются нашим управлением или перенаправляются в соответствующие министерства. Но, если нужно, — обратившийся человек может дойти до президента. На прием к первым лицам республики попасть несложно. Если мы видим, что заявление гражданина требует действительно президентского вмешательства, мы направляем человека к Алу Алханову или к Рамзану Кадырову. У каждого из них есть для этого один день в месяц. Вот, к примеру, к президенту Алханову на первую пятницу месяца записано восемь человек. Таких людей мы, конечно, тщательно проверяем. А Рамзан Кадыров нередко и на улицах принимает обращения.

Что хочет — то и ответит

Анатолий Голов, директор Института социальных проблем, сопредседатель Союза потребителей РФ: — Этот вопрос давно ставила общественность. Потому что обязанность «отвечать на письма граждан» была зафиксирована еще Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1968 году. Принятие нового закона необходимо. Однако та редакция, которая внесена, не очень продвигает нас вперед — там по-прежнему много бюрократических препон и мало нового. Ну сократят сроки рассмотрения, но вопрос об ответственности госслужащих не разработан. Мы, как члены союза потребителей, всегда говорим: «Не объединяйте два вопроса в одно письмо, потому что ответ получите посредине». Чиновник отвечает так, как он хочет, а не так, как вы его спрашиваете. И за это он не несет никакой ответственности. Доходит до того, что депутат Госдумы пишет запрос министру, а ему отвечает заместитель начальника отдела. О чем речь тогда? Но даже тот устаревший закон не выполнялся. К примеру, постановление Верховного Совета запрещает передавать письмо гражданина для ответа тому, на кого эта жалоба была написана. А у нас это делалось сплошь и рядом. Однако одного нового закона будет недостаточно, нужна еще ответственность за его нарушение.

Хороший, хоть и «престарелый»

Сергей Попов, депутат Госдумы РФ, член комитета по конституционному законодательству и государственному строительству, зампред партии «Яблоко»: — Что значит закон устарел? Он действует в той части, которая не противоречит Конституции РФ. В том законе, о котором мы говорим, есть, к примеру, ссылки на органы народного контроля, которых сейчас нет, — конечно, в этой области закон применяться не может. А в основном это хороший добротный акт. Действие старых актов не всегда плохо. К примеру, до 80-х годов действовало постановление Совета Министров о командировках, подписанное еще Сталиным. Хорошие добротные царские акты действовали еще долгое время после революции. Не стоит огульно все отменять. Доработать, внести поправки на время — да. Принципиальный вопрос вот какой: указ касался обращений граждан в любые организации, наш же закон — об обращениях граждан в органы госвласти и местного самоуправления. Если вы надумали пожаловаться на жилконтору — вынуждены будете писать жалобы в органы власти. А только оттуда все будет направлено на ваших обидчиков. Это удлиняет бюрократическую цепочку. Это минус. Плюс же в том, что если вы обратились в органы власти, которые бездействовали или ответили неудовлетворительно — имеете право взыскать с чиновника компенсацию морального вреда.

Мы привыкли жаловаться

Сергей Ковалев, правозащитник: — Отношения власти и граждан всегда у нас строились как в анекдоте: «Имею ли я право? — Имеете. — Могу ли я? — Не можете». Хотя народ наш привык обращаться в самые разные инстанции. Статистически самой высокой была результативность личных обращений во времена райкомов и обкомов. Тогда удавалось чего-либо добиться. Эффективны и обращения накануне выборов. Проблематика таких обращений, конечно, должна быть строго ограничена. Жалуются люди так: «Даст бог, где-нибудь поможет!». Не дело власти разбираться во всх жалобах. Бывают прямые служебные упущения, хамство подчиненных — это да. А вот жалобы на порядок разрешения вопросов — тут надо обращаться не просто в суд, а желательно даже в Конституционный. Президент или орган государственной власти не могут заменить собой независимый суд. А у нас администрация президента завалена прошениями, эта бумажная масса крутится как снежный вихрь — туда-сюда. Еще я знаю, что сколько ни пиши об обязанностях чиновников внимательно относиться к просьбам граждан, от этого ничего не изменится. Надо чтобы эта обязанность жестко контролировалась судебной властью.

Чего ждать-то?

Зелимхан Хаутиев, начальник Контрольного управления при Президенте Ингушетии: — В связи с тем, что в РФ не было действенного закона, мы в 2002 году на уровне нашего парламента приняли закон «О порядке рассмотрения заявлений граждан», затем подготовили указ, где четко проработали вопрос об ответственности органов власти. Мы были одним из первых регионов, который это сделал. В Контрольном управлении Президента создан целый аналитический отдел по письмам и заявлениям граждан. С тех пор, как он работает, было свыше 20 тысяч обращений в адрес главы республики. У нас в каждом районе висит красный ящик — «Почта Президента». Почтовая служба доставляет их сюда, здесь мы их и вскрываем. Каждое письмо к Мурату Зязикову я сопровождаю своим комментарием. Просматриваю все, даже анонимки. В основном люди обращаются по поводу оказания материальной помощи, жалуются на правоохранительные органы, нарушение конституционных прав. Очень много обращений по поводу возвращения граждан, когда-то проживавших в Ингушетии.

О чем только не пишут

Андрей Варламов, заместитель начальника Управления пресс-службы и информации Президента РФ: — Президенту пишут по любому поводу, причем не обязательно просят, а о чем-то рассказывают, о чем-то сообщают. Ну не президентское это дело — лампочки в подъездах отслеживать. У каждого гражданина очень много возможностей отстоять справедливость, и не нужно думать, что президент — наивысшая инстанция, которая все решит. Отбора писем никакого строгого нет, они приходят, регистрируются, прочитываются нами, отправляются в работу, архивируются (на каждое письмо составляется целый реестр) и хранятся определенный срок. Наиболее серьезные и важные — попадают в руки президента. По темам никаких ограничений нет, а вот анонимные письма не рассматриваем. Потому что должна быть обратная связь. Сроки рассмотрения — около месяца. Иногда бывает такое, когда президент общается с народом, люди умудряются передавать ему записочки, письма, обращения. Посылки и бандероли присылают. Если это документы — они по адресу, а если банка варенья — то в «Поле чудес».

Может денег попросить?

Владимир Шевченко, начальник протокола первого президента РФ Бориса Ельцина: — У людей еще сохранилось мнение, что Борис Николаевич Ельцин — гарант конституционных прав российского гражданина. К нему, надеясь на справедливость, до сих пор идут письма со всей страны. Люди просят помощи в лечении, в бизнесе, денег. Борис Николаевич лично каждое письмо изучает, поручает узнать подробности на месте, и если видит, что нужно помочь — отправляет адресата в свой Фонд. А мы уже решаем вопросы с администрацией, где проживает заявитель, и вплоть до оказания материальной помощи через Фонд. К чести своих соотечественников скажу, что никто не попытался воздействовать на президента нынешнего через Бориса Николаевича, хотя и знают, что Путин с большим уважением относится к Ельцину.

До Романовых не достучаться

Геннадий Чиж, предводитель Дворянского собрания РО: — Институт обращений граждан к органам власти существовал всегда. Многие из нас наизусть помнят даже формулировки, к примеру, древнерусских обращений «Челом бью…» или чиновничьи канцеляризмы — «Покорнейше прошу…». В русском человеке это генетически заложено — надежда на сильного государя, который во всем разберется и все правильно рассудит. Каждое время выдвигало свои требования к порядку и регламенту обращений. Поэтому, если депутаты решили, что Указ 1968 года морально устарел, — надо его менять. Я бы еще обратил их внимание на такой аспект: к депутатам мы можем обратиться, в правительство письмо отослать — не проблема, даже с президентом наш народ все больше и больше общается (одни прямые эфиры чего стоят), а вот с членами царской семьи общественная связь невозможна. Потому что их статус нелегитимен. При встречах, во время их приездов в Россию, мы оказываем им почести как настоящим царским персонам, но вот возможность решать какие-то проблемы граждан своей Родины ни Мария Владимировна, ни Леонида Георгиевна Романовы (проживающие в Мадриде) не могут. Письма и обращения к ним никто не пишет, а жаль.

Светлана ЛУКЬЯНЧИКОВА


 
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:




НАШ ОПРОС НА САЙТЕ
Нравится ли вам наш новый дизайн?

Да
Нет
Нормально


ЮЖНЫЙ РЕПОРТЕР
Общероссийская независимая газета Южного федерального округа Южный репортер издается в формате общественно-
политического еженедельника.
Южный репортер ориентирован прежде всего на людей с активной жизненной позицией, преуспевающих предпринимателей и политиков, представителей бизнес- и политических элит.

ПОДПИСКА
Открыта подписка на газету Южный репортер на первое полугодие 2008 года
Наш подписной индекс: 65050

ПАРТНЕРЫ
Интерфакс

Новая газета Кубани
ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ
Южный Репортер
 
Главная страница  |  Новое на сайте  |  Обратная связь  |  Карта сайта 

COPYRIGHT © 2005-2017 Южный репортер При перепечатке гиперссылка обязательна